Лирическая поэзия [Древнего Востока]
Господство религиозных воззрений наложило своеобразный отпечаток почти на всю сохранившуюся древневавилонскую лирику. В храмовых и дворцовых библиотеках и архивах особенно тщательно сохранялись, переписывались и переводились с шумерийского на аккадский язык именно те произведения художественной литературы, в частности лирической поэзии, которые были либо связаны с религиозно-магическим культом, либо выражали религиозное настроение автора. Это были заклинания, предсказания, гимны и молитвы, часто облекавшиеся в своеобразную поэтическую форму. Особое место среди произведений религиозной лирики занимают так называемые «покаянные псалмы», которые восходят к древневавилонскому времени, а может быть и к более раннему, шумерийскому, периоду. В этих молитвенных гимнах в честь божества особенно ярко отразились как религиозные верования, так и религиозная пропаганда того времени. Авторы этих псалмов часто проводят мысль о том, что искренне преданный религии человек всегда видит причину своих несчастий в своих собственных ошибках и грехах, которые вызвали гнев божества и «божье наказание». Поэтому такой верующий человек считал своим священным долгом умилостивить сердце грозного божества, говоря: «его чистое сердце я хочу успокоить», а на самом деле успокаивая свою собственную совесть. В связи с этим в древних псалмах ярко звучали первые представления о нравственности, о добре и зле, которые нередко отражали классовую мораль рабовладельческой эпохи. Так, например, в одном из таких псалмов верховньш бог Энлиль назван богом, который «укрощает восстание», причём «его сердце чисто»..Вполне естественно, что эти покаянные псалмы, обычно исполнявшиеся в храмах, использовались довольно широко жрецами, для того чтобы убедить людей в том, что только искреннее раскаяние перед божеством и совершение обрядов в храме успокоит сердце божества и даже самого кающегося грешника.
Шумерийские жрецы обычно пели молитвы, гимны и псалмы в храмах, сопровождая своё пенье игрой на музыкальных инструментах. Монотонные звуки древних и примитивных ударных инструментов, в частности «кимвалов бряцающих» (своего рода больших металлических тарелок), вполне соответствовали однообразной симметрии поэтических образов и постоянной вариации одних и тех же мыслей и переживаний, которые столь характерны для шумерийской и вавилонской лирической поэзии.
Некоторые из этих произведений религиозной лирики содержат интересные указания и намёки на события политической истории. В этом же отношении представляют крупный исторический интерес древние «предсказания», в которых часто описываются те или иные политические события.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 121-122.