Драматическая поэзия [Вавилонии]
Основной цикл вавилонской религиозной драмы связан с культом умирающего и воскресающего бога природы. Ещё в шумерийскую эпоху появляются первые образцы этой религиозной драмы. Так, в шумерийской легенде о «Нисхождении Иннины в подземный мир», которая является прототипом вавилонского сказания о «Нисхождении Иштар», сохранились диалоги, которые, возможно, могли декламироваться жрецами, исполнявшими в храме в качестве «певцов» древнейшую религиозную драму. Ко времени династии Исина относится патетический диалог между богиней Эгиме и её братом богом Лиль. Богиня Эгиме оплакивает смерть Лилн и заклинает его во имя богини-матери «встать с того места, где он покоится», т. е. воскреснуть. Отвечая ей, бог Лиль умоляет её освободить его. Он сравнивает себя с умершим, который зарыт в земле, который не может вернуться к жизни и сон которого тревожат злые духи. Широко распространены были и в шумерийскую и в аккадско-вавилонскую эпоху заплачки, входившие в состав сборника обрядовых песен «Вышла она на простор». Этот древний плач об умершем боге природы Таммузе, очевидно, является частью религиозной драмы, исполнявшейся накануне праздника воскресения этого бога. Миф о смерти и воскресении бога природы, театрализованный в форме религиозной драмы, просуществовал в Месопотамии вплоть до позднего времени. Ещё в VIII веке до н. э. мы находим в одном вавилонском тексте довольно полное изложение этого мифа, причём в данном случае черты бога природы Таммуза перенесены на Мардука — верховного бога Вавилона. В этом мифе подробно описываются страдания Мардука: его допрашивают, избивают, присуждают к заключению в горной темнице и подвергают там тягостным мучениям. У него отнимают его одежды и вместе с ним ведут на казнь другого преступника. Заточение великого бога вызывает волнение среди народа. Богиня, «владычица Вавилона», пытаясь смягчить участь страдающего и заключённого в горной темнице бога, «вытирает рукой кровь его сердца, пронзённого копьём». Наконец, боги воскрешают умершего бога, освобождая его из недр мрачной горы. Можно предположить, что в этом тексте описываются религиозные обряды, которые совершались в день нового года, когда справляли в Вавилоне главный праздник бога Мардука, в месяце Нисане (во время весеннего равноденствия). В этих торжественных обрядах должен был принимать участие сам царь, который, уподобляясь Мардуку, таким образом изображал собой священную жертву. Соответственно с этим во время особой церемонии у царя отнимали внешние знаки его власти, а верховный жрец бил плетью коленопреклонённого царя. Только после этого царь получал от верховного бога право на царскую власть. Так возникала под сенью храма древнейшая религиозная драма, которая в зримых символических образах пыталась объяснить тайны природы, жизни и смерти. Изображая царя в качестве священной жертвы, жрецы создавали богословское учение о том, что царь, уподобляясь богу, является как бы его наместником на земле. Эти верования должны были укрепить власть и авторитет царя, стоявшего во главе рабовладельческого государства.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 120-121.