Духовно-академическая философия

ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - совокупность философских идей, разработанных профессорам философии российских духовных академий XIX - начала XX века (Кутневич, Голубинский, Кудрявцев-Платонов, Каринский, В. Н. Карпов, Сидонский, Дебольский, Скворцов, Авсенев, Гогоцкий, Новицкий, Юркевич, Снегирёв и др.), представляет собой синтез православного вероучения и западноевропейской философской методологии в создаваемых ее представителями системах философской интерпретации религиозного сознания. Одним из исходных принципов духовно-академической философии было стремление православных мыслителей противостоять чуждым идеологическим влияниям. Становление духовно-академической философии в XIX веке обусловлено потребностями развития философских учебных дисциплин в пореформенных духовных академиях (Философия в духовных академиях). Философские труды профессоров академий создавались для чтения соответствующих курсов, имели традиционную структуру: в них на профессиональном уровне анализировались онтологические, гносеологические, психологические и антропологические проблемы. Имея общие типологические основания, духовно-академическая философия не является однородной и отличается специфическими особенностями. В зависимости от исследовательских задач духовно-академическая философия можно выделить как различные периоды в ее развитии (в соответствии с осуществляемой реформой духовного образования - тремя Уставами духовных академий, а также в зависимости от приоритета обсуждаемых проблем), так и логико-рационалистическое (Голубинский, Сидонский, Кудрявцев-Платонов), психологическое (Скворцов, Авсенев, Снегирёв) и этико-антропологическое (Юркевич, Гареев, Несмелое) направления. Специфика духовно-академической философии определена ее конфессиональной принадлежностью и заключается в том, что основным ее содержанием является обоснование теистического воззрения на мир, в центре которого проблема теоретического обоснования Божественного бытия. При этом в онтологии рассматриваются вопросы рационалистического и этико-антропологического обоснования Бога как Абсолютного бытия и его синтезирующая функция по отношению к духу и материи (Карпов, Кудрявцев-Платонов). Слабость и логическая непоследовательность традиционных рационалистических доказательств бытия Бога обусловила стремление представителей духовно-академической философии вывести Божественное бытие из общей картины мира на основе принципа трансцендентального монизма: дуализм реально существующих в мире духа и материи примиряется в лежащем над миром начале - Абсолютном (Безусловном, Бесконечном) бытии, дающем основу и духу, и материи. Наиболее разработанной структурной частью духовно-академической философии является гносеология, которая приобретает вид теории богопознания, онтологизируется, подчиняется общей задаче обоснования Божественного бытия. Особое место гносеологической проблематики в ней обусловлено основной теоретической установкой академистов на включение разума как рациональной способности человека в структуру религиозного сознания (Кудрявцев-Платонов, Новицкий). При этом специфика решения вопроса о соотношении веры и разума состоит в реабилитации разума в деле осмысления религиозных истин, в попытке вскрыть непротиворечивость философского рационализма и религии. Существенным вкладом духовно-академической философии в разработку теории познания является концепция истины. Принципиальным моментом в понимании истины являлось различение двух истин: онтологической и логической. Утверждается объективный характер так называемой онтологической истины, заключенной в самом бытии; логическая, или субъективная, истина выражается в суждениях и заключениях разума о бытии (Сидонский, Линицкий, Каринский). Суждение считается истинным, если оно соответствует сотворенной Богом действительности. Поскольку всякое бытие предопределено Высшим Разумом, то в Боге онтологическая и логическая истины, познание и бытие совпадают. Основным критерием истины при подобном подходе оказывается Божественный Разум, поэтому логическая истина, хотя и обладает определенной автономностью, подчиняется онтологической, поскольку знание истинно только тогда, когда оно соответствует сотворенным Богом вещам. В рамках духовно-академической философии было развито положение об истине как совпадении сущего с должным (Кудрявцев-Платонов): истина определяется как согласие предмета с самим собой, единство двух его сторон, совпадение долженствования с существованием, идеи с явлением. В таком совпадении заключается истинное бытие предмета, его объективная истина. Учение об истине содержит в себе также хотя и неявно выраженный нравственный аспект. Познание откровенной истины представляется частью процесса «обожения», т. е. нравственного совершенствования, преображения человека. Человек не просто разумом познает «истины откровения», а «входит в истину», «живет по истине». Таким образом, «сопричастность» индивида Божественной истине становится отправной точкой для активной духовной работы, а само понятие истины приобретает не столько гносеологический, сколько онтологический характер. При единстве основной установки академистов на сохранение трансцендентности Бога как Абсолютной Личности и утверждение невозможности его полного познания, вопрос о природе и характере частичного постижения сверхчувственного как Абсолютного бытия решается следующими путями: во-1-х, через выделение особой познавательной способности в душе человека - ума, или разума, - заключающейся в образовании сверхчувственных понятий - идей (Кутневич, Голубинский, Кудрявцев-Платонов); во-2-х, возможность приобщения человека к Абсолютному объясняется цельностью человеческого духа, его способностью к гармоничному сочетанию всех типов познавательных сил и особого рода эмоциональному и интеллектуальному напряжению (А-и И. Введенский, Гогоцкий, Новицкий); наконец, сохраняется и традиционное для мистико-созерцательного направления в православном богословии полное отрицание участия разума в деле богопознания, утверждение иррационального характера постижения сверхчувственного (Юркевич, Мысовский). В силу специфики познаваемого объекта сам процесс познания интерпретируется не как чисто рациональный акт, а как синтез всех духовных свойств человека и потому представляет собой цель и одновременно условие подлинной христианской жизни. Эта цель достигается аскетическим напряжением всех познавательных сил человеческого естества. Центральной идеей духовно-академической гносеологии является проблема цельного знания, опирающегося на духовный опыт человека и включающего в себя духовно-нравственный компонент. В структуру духовно-академической философии входит умозрительная психология, в рамках которой анализируется понимание человеческой души как субстанции и философски интерпретируется ее бессмертие (Голубинский, Авсенев), а также антропология - философские аспекты взаимоотношений Бога и человека (Юркевич, Тареев, Несмелое). Одной из важнейших идей духовно-академической философии является сформулированная еще в 1-ой половине XIX века задача создания оригинальной русской философии, теоретической основой которой академисты считали принцип гармоничного сочетания веры и разума в особого рода познавательном механизме «верующего разума», или «разумной веры». Стремление представителей духовно-академической философии создать конфессиональную, но в то же время классически ориентированную и профессиональную философию обусловило ее внутреннюю противоречивость. Использование рациональных методов для обоснования сверхъестественного, конечно, не могло быть последовательным. Желание авторов не выйти в своих теоретических построениях за рамки православной святоотеческой традиции привело многочисленным логическим противоречиям в их воззрениях, что и явилось причиной неоднозначности оценок феномена духовно-академической мысли в историко-философских исследованиях. Несмотря на определенный эклектизм и некоторую «вторичность» духовно-академической философии, в творчестве ее выдающихся представителей получили развитие философские идеи, оказавшие влияние на развитие русской религиозной мысли. К таким положениям можно отнести саму идею философского обоснования религиозного сознания, «оправдания веры отцов», а также истолкование мира при помощи принципа трансцендентального монизма, или «философского синтетизма», отдельные элементы которого можно проследить в развитии философии всеединства: и, наконец, учение о цельном знании как о сосредоточии всех духовных способностей человека, включение в познание иррациональных моментов с сохранением значения рациональности.

И. В. Цвык

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 179-180.

Литература:

Аскоченский В. История Киевской духовной академии. Спб., 1863; Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879; Титов Ф. Императорская Киевская духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности(1615-1915). Киев, 1915; Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. Спб., 1857. Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002; Она же. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.