Гробница

ГРОБНИЦА, архитектурное сооружение, саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия, возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название мавзолей. Гробницы увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителей) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествлённого фараона, и мастабы для погребения знати, а также микенские купольные гробницы, скальные гробницы Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены кенотафы. С 4 века до н. э. тенденция к увековечению отдельных личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т. е. гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам гробницы Древнего Рима (например, мавзолеи в городе Риме: Цецилии Метеллы, Еврисака - оба 1 века до н. э.; императора Августа, 28 год н. э.; императора Адриана, 135-140 годы н. э.). Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные гробницы Китая и Кореи; яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных гробниц Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гyp-Эмир в Самарканде). В Западной Европе гробницы помещались внутри церквей. Обычный атрибут европейской гробницы - лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для гробниц раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи - богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520-1534 годы). В гробницах 17 века противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (гробницы работы Л. Бернини в соборе святого Петра в Риме). В 18-19 веках гробницы становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине - Шарлоттенбурге; гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени - Мавзолей В. И. Ленина в Москве.

М. Б. Михайлова.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 7. Гоголь – Дебит. – М., Советская энциклопедия. – 1972. – 608 с.

Понятие: