Школа австрийская
Школа Австрийская (школа Грацкая) — группа исследователей — X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и другие, работавших в основном в Грацком университете с 80-х годов XIX века по 10-е годы XX века под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке проблемы целостности сознания школа исходила из концепции Ф. Брентано. Было введено понятие гештальт-качества как обозначение целостности психического образа и сознания в целом, его несводимости к сумме составляющих его ощущений. Гештальт-качество считалось высшим представлением, возникающим на основе низших представлений — ощущений и прочего — в результате особого продуктивного духовного акта. Защищая тезис о необходимости активности субъекта для возникновения целостного психического образа, представители школы пытались доказать его справедливость экспериментально.
Школа Австрийская подготовила переход от элементаристской стратегии к целостной, позднее предложенной гештальт-психологией и школой Лейпцигской. Она поставила проблему выделения иных, чем в ассоциативной психологии, единиц сознания, проблему его целостно-образующих, системно-образующих факторов, проблему активности субъекта в построении целостного образа (что неправомерно игнорировалось гештальт-психологией). Школа внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и прочего, а также ряда философских, гносеологических и этических вопросов.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 762-763.