Писанки
ПИСАНКИ. Глиняные пустотелые яички, расписанные по поверхности полихромией поливой, нередко с шариком внутри, вошли в археологическую литературу под именем писанки. Иногда их называют еще погремушками. Писанки не раз привлекали внимание исследователей…
Уже К.В. Болсуновский рассматривал писанки как предметы, связанные со славянским язычеством, с магическими верованиями. Так же их оценивают и современные исследователи. Так, польский археолог В. Гензель считал главным предназначением писанок (или погремушек) культовое (Hensel W., 1956, s. 298). Яйцо имело большое значение в славянской обрядности. Б.А. Рыбаков отмечает, что оно у древних людей было олицетворением начинающейся жизни. Культ яйца, как источника жизни и плодородия, был связан с весенними языческими праздниками, которые в христианское время были в значительной мере поглощены пасхой. Символ пасхальных яиц безусловно связан с магией плодородия. Приуроченность обычая (обряда) катания яиц к весеннему циклу празднеств указывает прежде всего на аграрную магию. Исследователь видит в растительных узорах, покрывающих писанки, символы аграрного плодородия. На пасхальных яйцах – христианских продолжателях языческих писанок – встречаются чрезвычайно архаические космогонические изображения, восходящие к глубокой древности (Рыбаков Б.А., 1981, с. 51; 1987, с. 668-670).
Вместе с тем, яйцо, связано и с культом мертвых. Иногда его клали умершему в могилу, а обычно приносили на могилу в первые годы после погребения. Связано яйцо и с магией – раскопками зафиксировано положение яйца под дом при его возведении (Гданьск, Ополе)…
Цитируется по ст.: В.В. Седов. Писанки («Суждения»).