Хариджиты (СИЭ, 1974)

ХАРИДЖИТЫ (от араб. хаваридж, буквально - вышедшие, возмутившиеся, мятежники) - приверженцы одной из наиболее ранних мусульманских сект. Движение хариджитов зародилось в период острой борьбы за власть в Халифате между халифом Али и наместником Сирии Омейядом Муавией (см. Муавия I). Часть армии Али, возмущенная его нерешительностью в борьбе с Омейядами (которых обвиняли в расточительстве общественных фондов), склонностью к компромиссу с Омейядами, покинула лагерь Али под Куфой и в 657 году, обосновавшись у Нахравана (Ирак), присягнула рядовому воину Абдал-лаху ибн Вахбу, которого избрала халифом. Их и назвали противники хариджитами. Сами хариджиты называли себя истинными мусульманами (иногда назывались «шура» - люди, жертвующие собой за убеждения).

В рядах хариджитов, первоначально представлявших боевую политическую организацию, были главным образом социальные низы, сперва только арабы, а позднее и неарабы (мавля). Основной лозунг хариджитов в этот период – «нет суда кроме божьего и нет покорности ослушавшемуся Аллаха». Лозунги хариджитов отражали чаяния народных масс о равенстве. Они требовали выборности халифа всей общиной, подотчетности его общине, считали, что халифом может быть даже раб, если его изберет община.

В 658 году у Нахравана армия Али, значительно превосходившая численностью отряд хариджитов, истребила его; погиб и ибн Вахб (мстя за него, хариджиты в 661 году убили Али). Движение хариджитов после захвата власти Омейядами (661) усилилось. В 660-661 годы начались выступления в Басре, в 677-678 годы - в Куфе. В 684 году среди хариджитов произошел раскол, вызванный решением Абдаллаха ибн Ибада, главы течения хариджитов-ибадитов (абадитов), занять нейтральную позицию по отношению к аз-Зубейру, признанному верхушкой населения Басры, и остаться в городе. Расценивая это решение ибадитов как уклонение от джихада, Нафи ибн аль-Азрак, возглавивший течение хариджитов-азракитов, призвал к бойкоту ибадитов и к продолжению непримиримой борьбы с Омейядами. Азракиты покинули Басру и сделали своей базой Ах-ваз. Третий крупный отряд хариджитов во главе с Надждой ушел в Йемаму.

В 689-696 годы азракиты, опираясь на базу в Кермане, разбили войско Омейядов в районе Басры, заняли Хузистан; однако наместнику Омейядов в Ираке Хаджаджу удалось нанести им поражение. В конце 7 века на Севере Ирака сформировалось новое течение хариджитов - софриты. Возглавлявшиеся Шабибом аш-Шайбани софриты в 696 году перешли в наступление, заняли Мадаин и разбили войско Хаджаджа у Куфы; но теснимые свежими силами Омейядов вынуждены были отступить к реке Карун, направляясь на соединение с азракитами.

С 8 века движение хариджитов переплетается с борьбой оппозиционных омейядскому халифу Мервану II группировок. Так, в 745 году в Мосуле софритов использовали местные феодалы в борьбе за пост правителя занятых софритами Куфы и Васита. В Хорасане и Мавераннахре в восстание хариджитов (736-746), опиравшихся на крестьян-мавали, включились также дехканы со своими дружинами. Постепенно менялась программа хариджитов; первоначальное требование равенства всех мусульман отошло на второй план; в идеологии хариджитов возобладали религиозные догматы.

К 40-м годам вернулись к открытой борьбе ибадиты. В 746-748 годы они подняли вооруженное восстание в Аравии, в 751 году в Омане основали свой имамат. В 8 веке движение хариджитов распространилось и среди племен Северной Африки, боровшихся против нарушения Халифатом условий обращения их в ислам. В 734-742 годы в Марокко восстали полуоседлые племена Севера и примкнувшие к ним кочевники, а также негры оазисов Юга. Восстание привело к падению власти Омейядов в Северной Африке. Но плодами победы воспользовалась верхушка хариджитов. Вожди народного движения (Майсара аль-Матгари в Танжерском районе и Иса аль-Асвад в Сиджильмасе) были казнены. Хариджиты неоднократно атаковали Кайруан и трижды овладевали им (757-761, 770-772, 944-947). В Северной Африке хариджиты создали несколько имаматов, наиболее крупные - имамат Ростемидов (Тахерт) и имамат в Сиджильмасе. В 909 году эти имаматы пали под ударами Фатимидов. Феодальный гнет последних вызвал в 936-947 годы в Ифрикии восстание хариджитов - нуккаритов (поборники равенства мусульман и власти совета шейхов).

Хариджиты активно участвовали во многих восстаниях в Халифате (в Зинджей восстании 869-883 годов, Берберских племен восстании 740-742 годов, в восстании Абу Муслима 747-750 годов и других).

Хариджиты-ибадиты встречаются в Ифрикии, Омане и некоторых других арабских странах.

М. В. Чураков. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Беляев E. A., Мусульманское сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Чураков М. В., Магриб накануне хариджитского восстания, в сб.; Палестин. сборник, в. 5(68), М.-Л., 1960; его же, Хариджитские восстания в Магрибе, там же, в. 7(70), М.-Л., 1962; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (библ.); Жюльен Ш.-А., История Сев. Африки, пер. с франц., (т. 2), М., 1961 (библ.).

Понятие: