Интеллект (Кондаков, 2007)

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellects — ум, рассудок, разум). Система когнитивных процессов, которые имеют индивидуальную выраженность. Характеризуется способностью к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Исследования. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Снирмен, Л. Терстоун, Г. Ю. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Так, Г. Ю. Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. В психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0,5 до 0,8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект. Синоним. Мышление.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 224.

Литература:

Johnson D. М. A Systematic Introduction to the Psychology of Thinking. N. Y.: Harper & Row, 1972; Mayer R. E. Thinking and Problem Solving: An Introduction to Human Cognition and Learning. Glennview, 111.: Scott, Foresman, 1977; Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983; Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997.

Понятие: