Релятивизм (СЗФ.ЭС, 2009)
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный) - принцип интерпретации мировоззренческих, культурных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Релятивизм обычно связан с гисторицизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, концептуальных каркасов, структурирующих мышление людей различных эпох и культур. Эпистемологический релятивизм отвергает абсолютный характер категорий и норм познания, научных законов, кумулятивную модель развития знания. Его сторонники подчеркивают нагруженность эмпирических данных теоретическими интерпретациями, зависимость значений теоретических терминов от включенности в теоретические схемы, обусловленность теорий мировоззренческими системами и социальными конвенциями, прерывность познавательного процесса. В качестве основы такого релятивизма обычно ссылаются на принцип «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа (Сепира-Уорфа гипотеза), тезис «онтологической относительности» У.В.О. Куайна, понятие «несоизмеримости» Т. Куна и П. Фейерабенда и др. Социокультурный релятивизм акцентирует моменты своеобразия и исторической изменчивости общественных, культурных, языковых систем, их ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Данный тип релятивизма обычно связан с отрицанием универсальных путей развития общества и культуры, с представлением о существовании охватывающих и несоизмеримых форм жизни и мировоззрений, определяющих поведение и мышление людей определенных культур. Этический релятивизм отрицает общие для всех культур моральные ценности и нормы, коренящиеся в неизменной, внеисторической природе человека. Релятивизм не является самостоятельным философским течением, но настойчиво проявляется как свойство совр. познания, в котором преобладает признание плюрализма систем ценностей и парадигм. Р. Рорти в свете этого выделяет следующие традиции: Платона-Канта-Гегеля, понимавших путь к истине как движение к верному представлению о мире «как он есть сам по себе», и релятивистскую традицию Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера, М Фуко, Ж. Деррида, а также традицию американского Прагматизма, которая отказалась от классического поиска универсальных и неизменных оснований и критериев суждений. Релятивность предстает здесь как неотъемлемый и значимый момент развития познания и культуры.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 174.