Школа Ёмэй

Школа Емэй (Емэйгаку) представляла собой направление неоконфуцианства, основанное научении китайского философа Ван Янмина (1472-1529). Ван родился в семье видных ученых и чиновников. После собственной ничем не выдающейся службы в качестве правительственного чиновника Ван оставил службу и стал вести уединенную жизнь, занявшись изучением идей даосизма и буддизма. Такой образ жизни привел его к созданию новой теории конфуцианства, которая соединила элементы даосизма и буддизма с неоконфуцианством.

В отличие от школы Сюси, где принцип изучался через внешние источники, основная идея Емэйгаку состояла в том, что каждый изначально обладает принципом и поэтому, обратившись к внутреннему «я», любой человек может стать мудрецом и жить в гармонии со Вселенной. Емэйгаку подчеркивает представление о том, что каждый способен стать мудрецом и жить согласно небесному пути. Знание добра находит выражение через нравственное поведение и соответственно сострадание к себе, семье и обществу, расширяясь вовне, в космос, пока не охватит состраданием все живые существа.

Школа Емэйгаку была основана в Японии в начале период Эдо ученым Накаэ Тодзу (1608—1648). Являя образец сыновнего благочестия, он оставил правительственную должность, чтобы заботиться о своей одряхлевшей матери. Накаэ считал, что воспитание ума одинаково важно как для мужчин, так и для женщин и что последним следует предоставить больший доступ к образованию. Емэйгаку никогда не получала существенной поддержки от правительства и была в конечном счете запрещена в конце XVIII столетия. Ее доктрина, подчеркивавшая стремление к самосовершенствованию и социальное равенство мужчин и женщин, противоречила интересам высшей власти сёгуната с его акцентом на социальной иерархии.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 291.