Феноменология (Ильичёв, 1983)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.— учение о феноменах), вначале одна из философских дисциплин, позднее — идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классической философии феноменология — введение в систему логики и метафизики, то в современной буржуазной философии феноменология выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования.
Содержание и цель феноменологии различным образом истолковывались в истории философии. Феноменология трактовалась как наука о предметах опыта (И. Г. Ламберт, Кант). В «Феноменологии духа» Гегеля она понималась как учение о становлении научно-философского знания. К. Маркс считал феноменологию духа Гегеля истоком и тайной спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в гегелевской феноменологии — проведение принципа деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существенные пороки — сведение деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека — к самосознанию (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 42, с. 169). В 19 веке феноменология интерпретировалась как описательная психология, которая противопоставлялась объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа и А. Мейнонга были предложены методологические средства для описания и классификации психических феноменов (трактовка сознания как интенциональности, идея о коррелятивности, соотносительности предмета и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутренних переживаний).
Возникновение к начале 20 века феноменологии как определенного идеалистического направления западной философии связано с именем Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. Гуссерль рассматривает феноменологию как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Феноменология основывается на истолковании феномена не как явления чего-то иного (например, сущности), а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию. Феноменология мыслится как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредственной достоверностью. В феноменах Гуссерль выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психические переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл — инвариантную структуру и содержание языковых выражений. Феноменология обращается к последним двум слоям, образующим интенциональную структуру сознания. Предметное бытие, согласно феноменологии, имманентно присуще сознанию; оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. Предметное бытие и сознание коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в феноменологии как двуединство, включающее в себя познавательные акты — ноэзис и предметное содержание — ноэмы, которые по существу совпадают с идеальными значениями (см. Ноэзис и ноэма). При описании сложной структуры и слоев сознания Гуссерль обращается к схоластической терминологии.
Задача феноменологии — раскрытие смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами и оценками. Обращение феноменологии «к самим предметам» связано с её отказом от натуралистической установки, противопоставляющей сознание и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию, науке и прежней философии, привела к трактовке знания как однозначного и пассивного отражения реальности, данной в чувственных восприятиях, к господству позитивистско-натуралистической философии и кризису европейских наук. Критика натуралистического позитивизма, данная Гуссерлем, в определенной мере была созвучна марксистской критике натуралистического фетишизма и метафизического созерцательного материализма, где сознание«...берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 34). Однако феноменология отрицает любые формы материализма и исторического понимания сознания. Отвергая исторический подход к сознанию, Гуссерль видит в нём лишь выражение релятивизма и скептицизма.
Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как университетское учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.
Феноменология, установка достигается с помощью метода редукции (см. также Эпохе). На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологическим сознанием и наполняющего его смыслом. Способ непосредственного усмотрения объективно-идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой понимание феноменологии как науки о чистых возможностях, интенционально предначертанных в структуре «чистого сознания».
Трактовка феноменологии у Гуссерля претерпела ряд изменений. Если в работах первого периода Гуссерль видит задачу феноменологии в анализе структур «чистого сознания», то в последний период своего творчества он во многом отказывается от первоначальных чисто логических представлений о существе интенционального сознания и переходит на позицию, согласно которой «чистое (трансцендентальное) сознание» укоренено в «жизненном мире», в некоем универсальном поле дорефлексивных структур, которые оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практической деятельности. В этот период усиливаются как свойственная феноменологии субъективистская тенденция, так и разрыв с методологией естествознания. Эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной феноменологии (см. Экзистенциализм), где с помощью метода феноменологии выявляются априорные структуры человеческого существования — такие, как страх, забота (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, Мерло-Понти). Феноменологическая школа, пытавшаяся применить методы феноменологии в этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Конрад-Мартиус), психиатрии (Бинсвангер), социологии (Натансон, Шюц, Фиркандт), педагогике (Литт), идейно распалась в середине 20 века; её представители сохранили лишь приверженность к некоторым средствам феноменологического анализа сознания.
Современная форма феноменологии — феноменологическая философия Гуссерля — одно из основных направлений буржуазной философии 20 века. Выявляя несостоятельность основных принципов и положений феноменологии — её субъективизм, разрыв с методологией естественных наук, схоластичность, марксисты отмечают и некоторые рациональные моменты феноменологической философии — острую критику сциентизма и позитивизма, осознание кризиса западноевропейской культуры. Марксистская оценка феноменологии не имеет ничего общего ни с нигилистическим отрицанием познавательного значения проблем анализа сознания, поставленных феноменологией, ни с ассимиляцией идей феноменологии.
А. П. Огурцов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Μ ο т р о ш и л о в а Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии, М., 1988; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 3; Бабушкин В. У., О природе филос. знания, М., 1978; Критика феноменологич. направления совр. бурж. философии. Сб. ст., Рига, 1981; Tran-Duc-Tao, Phenomenologie et materialisms dialectique, P., 1951; S p i e-gelbergH., The phenomenological movement. A historical introduction, v. 1—2, The Hague, 1960; Färber M., The aims of phenomenology, N. Y., [1966]; его же, The foundation of phenomenology, Camb., 19683; Landgrebe L., Phäno-menologie und Geschichte, Gütersloh, [1967]; Lyotard J.-P., La phenomenologie, P., 1969; Orr L,, Existentialism and phenomenology. A guide for research, N. Y., 1978.