Конфуцианство (СИЭ, 1965)
КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение, основы которого были впервые изложены древнекитайским мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и другими. Возникновение конфуцианства относится к 6 веку до н. э. Конфуцианство уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекитайской государственной системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее конфуцианство оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе «Великого Единения» - «Да тун», в котором будет осуществлено имущественное равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности («жэнь») - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно конфуцианству, должны базироваться на строгой семейной и общественной иерархии, они регулируются правилами поведения («ли»), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном». На правителя, согласно конфуцианству, ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от сельскохозяйственных работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость конфуцианства, его основных положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и классовой борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников конфуцианства и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господствующим классом, находясь на государственной службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших общественных отношений «подправить» политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации.
Сущность этических норм конфуцианства заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало конфуцианству иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на «идеальных» и «добродетельных» правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклассовым общественным отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании конфуцианством общественного прогресса. Вместе с тем в раннем конфуцианстве прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, некоторая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 века до н. э.), а также в советах улучшить народное благосостояние и в критике деспотических правителей. Раннее конфуцианство сыграло положительную роль в развитии древнекитайской культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации исторических материалов, народных легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению литературных памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков исторических деятелей).
Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего – «сына неба». В 136 году до н. э. император У-ди провозгласил конфуцианство официальной доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 году до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонические конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить официальные государственные должности.
Наиболее крупным представителем реформированного конфуцианства был Дун Чжун-шу (2 век до н. э.), религиозно-идеалистические взгляды которого стали господствующей официальной идеологией. В доктрине Дун Чжун-шу были усилены религиозно-мистические стороны конфуцианства, на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от «воли неба» ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и общественно-политической мысли. Именно это, реформированное конфуцианство с его реакционной сущностью стало господствующей идеологией в Китае, которая проникла во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяла государственную политику, нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию.
Наряду с конфуцианством в Китае развивались и другие учения - даосизм и буддизм, которые иногда оказывали большое влияние на общественную жизнь. В особенности это относится к буддизму, который в 4-8 веках получил широкое распространение и в некоторой степени ограничил влияние конфуцианства на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господствующей идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей государственно-политической системе, В конце 8 - начале 9 веков в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феодального государства конфуцианство стало вновь официальной идеологией правящих кругов. В этот период в защиту конфуцианства выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций конфуцианства и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию конфуцианства, внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религиозно-мистических представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам.
Новый этап в развитии конфуцианства относится к периоду развития средневекового феодального китайского общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного конфуцианства, философской системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды различных групп, философского направлений так называемой сунской «ортодоксальной школы», пытаясь примирить материалистические и идеалистические взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, которые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира – «Великого предела», как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное «ли» и материальное «ци», т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное «ли»), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному «ци». Таким образом, Чжу Си стоял на идеалистических позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало основные принципы этико-политического учения древнего конфуцианства - о незыблемости существующих порядков, об естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакционные черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господствующий класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, которая давала теоретическое обоснование феодальной абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феодальному классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-1913 годов, неоконфуцианство, как и до него более раннее конфуцианство, сковывало и тормозило развитие общественно-политической и философской мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей научно-технического прогресса. Конфуцианство явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая.
Безуспешную попытку возродить конфуцианство в модернизированном виде предпринял в конце 19 - начале 20 веков буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, которые вели агитацию за провозглашение конфуцианства государственной религией. Однако в это время среди китайской интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи западно-буржуазной демократии, и конфуцианство, отождествлявшееся с отжившей монархией и патриархальным семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар конфуцианству был нанесен движением «4 мая» (см. «Четвертого мая» движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого конфуцианство как религиозно-этическое учение продолжало играть значительную роль в общественной жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать конфуцианство в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология конфуцианства была поставлена на службу реакционным классам. Некоторые черты конфуцианства, в особенности культ предков, и в настоящее время оказывают влияние на известные слои населения страны.
Интерес к конфуцианству в Европе появился в 17 веке, когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662 году, за ним последовал ряд других. Вольтер и некоторые другие французские просветители 18 века видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 веке появились первые научные переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на английский язык), Э. Био и С. Куврёра (на французский язык), что создало предпосылки для изучения конфуцианства. До сих пор, однако, оно сосредоточено в основном на исследовании раннего конфуцианства; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Западноевропейские и американские ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Древнем Китае, как и влияние этих традиций на формирование конфуцианства. Так, французский синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что конфуцианство возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, конфуцианство было насквозь аристократическим учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе немецкого синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) конфуцианство рассматривается как идеология универсального теократического государства, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое государство существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911 года. В отличие от этих точек зрения, американский синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократических принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политической обстановкой Древнего Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее конфуцианство и французский синолог М. Гране (M. Granet, La pensée chinoise, P., 1934).
Первая подробная характеристика конфуцианства в советской науке дана в книге М. Рейснера «Идеологии Востока» (М.-Л., 1927). Конфуцианство расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) основным моментом государственно-политической концепции конфуцианства считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господствующих элементов феодального общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его книге «Конфуцианство и его распространение в Японии», М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье «Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.», «ВДИ», 1960, No 4) считает, что на раннее конфуцианство большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в древнекитайском городе-государстве 6 века до н. э., где вооруженный народ имел возможность обсуждать на широких собраниях основные вопросы государственной политики.
Проблемы оценки конфуцианства являются в настоящее время предметом дискуссии среди китайских ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравственные нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно которому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований.
Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Источники:
Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928.
Литература:
Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K'ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960.