Фетишизм как «вещизм»

Фетишизм. Характерный для товарно-капиталистического общества процесс наделения продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Фетишизм — это отождествление общественных и культурных функций предмета с естественными свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида.

Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма. Для Маркса фетишизм — это не только общий и постоянный элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире «...продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (Mapкс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 82). Наделение предметов магическими свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, буржуазная политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономическая обусловленность фетишизма буржуазными производственными отношениями. Маркс связывает фетишизм со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций предмета с природным бытием вещи. При этом объект фетишизма превращается в некое магическое средство, призванное обеспечить достижение желаемого результата.

В современной марксистской литературе подчёркивается методологическое значение теории фетишизма для изучения фетишизма как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (например, Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления фетишизма как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Марксистские социологи обращаются к теории фетишизма, развитой Марксом, при анализе деформирующего влияния фетишизма на принципы научного знания (смещение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. д.), критике различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологических процессов в буржуазном обществе.

А. П. Огурцов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971, с. 458—70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс К., Критика политич. экономии, там же, т. 46, ч. 1—2; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, M., 1964.

Понятие: