Католицизм в елизаветинской Англии
Католицизм в Англии не был искоренен после провозглашения «Тридцати девяти статей веры» и «Акта о единообразии» (Act for the Uniformity) 1. Слова «вера» и «верность» (faith и fidelity) этимологически близки друг другу. Многие семьи, в особенности из среды землевладельческой аристократии, а также с севера страны, мучимые совестью, или полагавшие, что в этом заключается путь к спасению, или отказывавшиеся признать заложенное в англиканстве смешение земного и духовного, отказались отвергнуть веру, в которой выросли, прекрасно отдавая себе отчет в том, что таким образом подвергают себя большому риску. Они не приняли церковную реформу, которая никак не могла остановиться, продолжая свое разрушительное шествие по стране и казалась им дьявольским деянием, ведь в ней были смешаны различные ереси, привезенные с Континента священнослужителями-вероотступниками. То, что они видели, лишь укрепляло их в их религиозном консерватизме. Королева Елизавета была по природе своей человеком терпимым, и она предпочла бы закрыть глаза на инакомыслие, которое никак не могло поставить под угрозу интересы государства. Елизавета не стремилась преследовать тех из своего окружения, кто был известен свей приверженностью «старой» вере, о чем свидетельствует оказанное королевой покровительство музыканту Уильяму Берду. Однако подрывная деятельность некоторых лидеров католического лагеря, например герцога Норфолкского, связь между планами возвращения католицизма и прихода к власти бывшей королевы Шотландии Марии Стюарт, нелегальное присутствие на английской земле миссионеров привели к политике тотальной слежки, зачастую необоснованных подозрений и репрессий.
Тем не менее этот страх перед возможностью за-говора не был таким уж необоснованным, о чем свидетельствовали, в первую очередь, два события конца XVI — начала XVII в.: ставшее самым заметным событием правления Елизаветы нападение с моря в 1588 г., а также Пороховой заговор иезуитов, рас-крытый 5 ноября 1605 г. — всего через два года после смерти королевы, — когда бочки пороха, помещенные в подвал здания Парламента, должны были взорваться во время торжественного заседания обеих палат под председательством короля. Многие католические семьи, в большинстве своем не стремившиеся к насильственному свержению власти, укрывали в своих домах католических священников. В некоторых замках существовали потайные ходы, ведшие в секретную комнату, где прятался капеллан в случае визита представителя власти. Католики проводили богослужения и отправляли свои обряды у себя дома. Самые ревностные из них посылали одного из своих сыновей учиться в семинарию на Континент. Например, семинария во фламандском городе Дуэ была специально организована для обучения единоверцев из Англии. Получив посвящение в сан, молодой священник тайно возвращался на родину, где одной из его задач было обращать соотечественников в свою веру. Священники полагали, что их сообщество является секретным, однако за ними вовсю следила полиция под руководством Фрэнсиса Уолсингема и его преемников. Ряды подпольных католиков активно инфильтрировались агентами полиции. Некоторые молодые священники проходили дополнительное обучение у последователей Игнатия Лойолы, составлявших передовой отряд Контрреформации. Самым активным и способным из числа молодого католического духовенства удавалось попасть в ряды Ордена иезуитов.
Потрясшая всю Европу Варфоломеевская ночь во Франции 24 августа 1572 г., а также попытка завоевания Англии Непобедимой армадой в 1588 г., имевшая своей целью силой восстановить католичество, привели к репрессиям против английских католиков, большинство из которых не имело никакого отношения к этим событиям. Однако, если выяснялось, что они получают помощь из-за рубежа (и даже иногда в тех случаях, когда на них только падало подозрение), они объявлялись предателями. В результате этих событий протестантское большинство сплотилось вокруг королевы, а католическое меньшинство оказалось на периферии общества. Опубликованная в 1570 году папой Пием V булла об отлучении от Церкви королевы Елизаветы произвела эффект, обратный ожидаемому. Контрреформаторские инициативы английских и испанских католиков только давали повод к развитию пропаганды с другой стороны религиозного спектра — со стороны английских последователей Кальвина, известных как пуритане. В создавшейся обстановке пуритане громко заявляли об атаке папистов на английский народ.
Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016, с. 182-185.
Примечания
1. Название принятых в 1549,1552,1559 и 1562 гг. законов, установивших единую для всей Англиканской церкви «Книгу общей молитвы». — Примеч. пер.