Физиогномика
ФИЗИОГНОМИКА (греч. φυσιογνωμικη или φυσιογνωμονική — наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от φύσις — природа, природные задатки и γνωμονικός — сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре других научных дисциплин того времени. С физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравственных характеров» (Теофраст). Предпосылкой физиогномики было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим прирождённым «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (сравните аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
Античная традиция физиогномики оказала значительное влияние на средневековую культуру. Утверждение новых критериев научности в 17—18 веках отбросило физиогномику в область житейской эмпирии и художественной интуиции. Попытка И. К. Лафатера («Физиогномические фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd 1—4, 1775—78) вернуть физиогномике статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов немецкого романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz., 1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.