Каузальная атрибуция

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa — причина и attribuo — наделяю). Феномен социального восприятия, проанализированный Ф. Хайдером (Heider Е The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y., 1958), основанный на интерпретации индивидом причин поведения  других людей. Каждый индивид обладает своей собственной системой интерпретаций, но есть и общие особенности. При этом в каждом действии могут быть выделены личностный (мотивация и способность к действию) и внешний компоненты (силы ситуации). Прогнозируемая возможность решения задачи .зависит от того, настолько способность индивида превышает трудность задачи. В зависимости от уровня личностных ресурсов и степени благоприятности — неблаго приятности ситуации индивид выносит суждение о личной ответственности за исход ситуации. Под действием мотивационных факторов каузальная атрибуция существенно отклоняется от логически обоснованных форм, что ведет к тому, что успешность деятельности, как правило, приписывается себе, а неуспех — внешним обстоятельствам. В развернутых исследованиях выявлены и другие закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи — внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 238-239.

Литература:

Трусов В. Н. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: По материалам зарубежных экспериментальных работ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980; Майерс Д. Социальная психология / Пер с англ. СПб.: Питер, 1996.