Культурно-историческая школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - антиэволюционное направление в буржуазной этнографии, известное также под наименованием «теории культурных кругов». В своем возникновении Культурно-историческая школа связана с антропогеографической теорией Ф. Ратцеля и с «культурно-морфологической» теорией Л. Фробениуса. Методологические принципы Культурно-исторической школы изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге «Метод этнологии» (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте, наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. центра. В работах представителей Культурно-исторической школы основное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов культуры - предметов материального быта, социальных институтов, религиозных представлений и т. п. и таким образом конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к пространственному перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов - создателей культуры. Так как каждый элемент культуры неповторим и возникает независимо от других, отсутствует какая-либо взаимная обусловленность и внутренняя связь между явлениями внутри «культурных кругов»; последние представляют собой по существу абстрактные схемы, конструируемые по произволу их авторов.

Разновидностью Культурно-исторической школы является венская клерикальная школа во главе с католическими австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. В. Шмидт выделил особый «пигмейский культурный круг», который он объявил наиболее древним и произвольно приписал ему наличие частной собственности, моногамии, представлений о едином боге-творце. Тем самым Шмидт стремился утвердить истинность христианских догм и обосновать извечность институтов капиталистического общества. Влияние Культурно-исторической школы сказалось и в области археологии. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал реакционный австрийский археолог О. Менгин.

M. Г. Левин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Левин М. Г., Токарев С. A., "Культурно-ист. школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, т. 4; Токарев С. A., Венская школа этнографии, "ВИМК", 1958, No 3.