Методы исторического исследования
Работа историка — целенаправленный исследовательский процесс с целью получения научных знаний. В своей профессиональной деятельности историки применяют взаимосвязанные между собой общетеоретические и специально-научные методы исследования.
Каждое научное исследование имеет предметную основу. Следовательно, историк определяет объект и предмет своего исследования. Понятие «объект исследования» всегда шире, под ним понимается то, на что нацелена познавательная деятельность, а «предмет исследования» раскрывает стороны и содержание объекта исследования. Иными словами, определение объекта и предмета — начало исследования, здесь историк отвечает на вопрос — что исследовать? Научное исследование должно строиться четко в соответствии с обозначенным предметом. В противном случае произведение будет нелогичным, автор запутает и себя и читателя, а цели и задач своей работы не достигнет.
Определив предметную сторону своей работы, историк приступает к изучению источников и исследований, основываясь на общетеоретических методах анализа и синтеза. Анализ означает познание частей целого, синтез — наоборот, объединение исследованных частей, свойств, отношений в единое целое. Анализ и синтез являются неотъемлемыми этапами исследования, всегда взаимосвязаны друг с другом и предполагают использование таких приемов работы, как обобщение накопленного материала, его систематизация, построение базы доказательств и т. д.
Исторический труд должен отвечать принципам научности, объективности, историзма. Применяемая историческая база должна соответствовать предмету исследования, его хронологии. Поэтому историк должен использовать корректную аргументацию, которая действительно способствует раскрытию сущности исторического явления исходя из исторических условий данного процесса.
В своей работе историк опирается не только на достижения исторической науки и на свой собственный исследовательский опыт. Выбор методов конкретного исторического исследования зависит и от субъективных, личностных факторов, которые во многом влияют на результативность работы. Современным историком может считаться только такой исследователь, который не искажает исторический процесс, не подменяет доказательства в угоду личным или иным конъюнктурным интересам. Активно пропагандировавшийся в недавнем прошлом принцип «партийности» исследования признан научно-педагогической общественностью ненаучным, однако де-факто он активно используется на практике политизированными группами интеллигенции в целях пропаганды тех или иных политических позиций или агрессивного «разоблачения» оппонентов и инакомыслящих.
Специально-исследовательские методы — также неотъемлемый компонент работы историка. Выбор методов зачастую исходит из специфики предмета исследования, источников и литературы. В современных научных работах часто применяются историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический методы исследования.
Историко-типологический метод получил развитие в связи с увеличением количества источников и необходимостью их типологизации. Такой метод показал свои преимущества при изучении археологических культур, которые содержат в себе большое количество однотипных предметов, например керамики. Типологизация керамики, проведенная с использованием компьютера, сразу же выявила достоинства этого метода. Использование систем и баз данных с использованием компьютеров необходимо во всех видах деятельности историков, особенно в систематизации архивных и иных материалов, в специальных исторических дисциплинах и источниковедении.
Историко-генетический и сравнительно-исторический методы направлены на выявление и исследование похожих исторических явлений и процессов у различных народов в рамках формационного или цивилизационного подходов изучения истории. Например, существует закономерность формирования прото-государств на поздней стадии разложения первобытного общества. Сравнение процессов образования государств в ракурсе исторического развития (генезиса) осуществляется с применением историко-генетического и сравнительно-исторических методов. Много общего выявляет сравнение революционных процессов, формирования и развития политических партий и движений, идеологий, политических систем и режимов и т. п. в новое и новейшее время.
Историческое исследование немыслимо без применения источников. Методика использования источников изучается историческим источниковедением. Выдающийся источниковед проф. А. П. Пронштейн выделял в работе с историческими источниками три этапа. Первый этап заключается в работе над историческим материалом по выявлению всей информации, которую содержит исторический источник. Без этой кропотливой работы невозможен следующий этап, который заключается в установлении реальной исторической картины, реконструируемой по данным комплекса источников. Заключительный этап исследования подразумевает построение исторической гипотезы, концепции или теории. С этой позиции третий этап — самый ответственный, оценочный, так как только по результатам работы возможна оценка деятельности историка. Каждый из названных этапов исторического источниковедения исходит из принятых в исторической науке методов исследования.
Методика исторического исследования исходит из необ-ходимости четкой, планомерной работы историка в определении предмета исследования, его хронологических рамок. Затем следует изучение исторической базы — источников и исследований. Эта работа называется также творческой лабораторией историка. На каждом этапе своей творческой деятельности историк анализирует информацию и синтезирует полученные выводы, основываясь на принципах научности, объективности, историзма. Окончательные выводы исследования синтезируются (редуцируются) и составляют концептуальный подход историка к исследуемой проблематике.
В. К. Цечоев
Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2001, с. 18-21.