Арабистика

АРАБИСТИКА - комплекс гуманитарных наук, изучающих общественную жизнь арабских стран и народов в ее многообразных проявлениях. К арабистике в узком смысле слова относится изучение истории, языка и литературы арабских народов.

Термин «арабистика» возник в Европе в новое время и применялся в буржуазной науке лишь к изучению истории, языка и культуры арабов западными учеными. Однако по существу изучение истории арабов велось еще в средние века восточными учеными на том научном уровне, который был свойствен феодальной средневековой историографии; их труды явились источниками для последующего изучения средневековой истории арабов. К этим источникам относятся многочисленные труды арабоязычных историков 8-15 веков, представлявшие собой своды всеобщей истории, летописи арабских походов и завоеваний, сборники биографий, а также сочинения средневековых арабских географов. Из авторов, создавших своды всеобщей истории, наиболее известны: ат-Табари, аль-Масуди, Ибн Мискавейх, Ибн аль-Асир, Абу-ль-Фида, Ибн Хальдун и др. В этих сводах, в основном повторяющих и продолжающих друг друга, запечатлены факты политической и военной истории, расположенные в хронологическом порядке; имеются материалы по экономической истории, мусульманскому праву, этнографии арабов и т. п.; помещены биографии государственных, религиозных и культурных деятелей. Написанные, как правило, с позиций господствующего феодального класса, эти хроники, однако, содержат материалы и по истории народных движений. Во «Введении» («Аль-Мукаддима») Ибн Хальдуна сделана первая в арабской историографии попытка открыть законы истории и дать теорию исторического процесса, основанную на признании его закономерности.

В Европе арабистика зародилась в конце 16 - начале 17 веков и начала развиваться в 17-18 веках, когда основными центрами ее стали Рим, Париж, Лейден. История арабских народов изучалась также в Оксфорде, Кембридже и в некоторых немецких университетах. Интерес к арабским странам в тот период стимулировался как развитием торговых и дипломатических отношений с Востоком, так и практическими задачами миссионерской пропаганды, стремлением Ватикана подчинить себе христианские церкви Востока. В то время арабистика была тесно связана с теологией; арабский язык наряду с древнееврейским изучался для понимания священных книг. Отрывочные известия по арабской истории и исторической географии, собранные западной арабистикой в этот период, были в какой-то мере подытожены английским востоковедом Э. Пококком (Е. Pocock) в его труде «Очерк истории арабов» ("Specimen historiae Arabum", 1650) и французским востоковедом Б. д'Эрбело (В. d'Herbelot) в его энциклопедическом своде «Восточная библиотека» ("Bibliothèque Orientale", 1697). В 17 веке арабской грамматикой голландского филолога Т. Эрпениуса (Erpenius, Grammatica Arabica, 1613) было положено начало арабской филологии в Европе.

В 18 веке немецкий арабист И. Я. Рейске (J. J. Reiske), публикатор «Анналов» Абу-ль-Фиды, выступил за разрыв арабистики с теологией, за изучение реальной истории народов Востока, за ее включение на равных правах с историей Запада в общую историю человечества. Рейске подвергался преследованиям со стороны теологов и официальной университетской науки; его основное сочинение «Общее введение в мусульманскую историю» ("Prodidagmata ad Hagji Chalifae librum memorialem rerum a Muhammedanis gestarum exhibentia introductionem generalem in historiam sic dictam orientalem"), где он развивал свои идеи, так и не вышло отдельным изданием.

Колониальная политика европейских держав стимулировала в 19 веке дальнейшее развитие буржуазной арабистики. Отличительными чертами буржуазной арабистики 19-20 веков являются: интерес преимущественно к средневековью, связанный с ложным представлением о том, что лишь в эту эпоху арабы были «историческим народом»; преобладание филологических интересов над историческими. Наибольшей заслугой буржуазной арабистики явилась публикация арабских средневековых источников, находящихся в старинных (Эскориал, Ватикан, Лейден) и новых рукописных хранилищах Европы (Петербург, Париж, Лондон, Берлин, Вена и др.), а также в рукописных хранилищах стран Востока.

Публикацией, а отчасти и переводами арабских исторических и географических трудов на европейских языках в 19-20 веках занимались: в России - X. Д. Френ, И. Ф. Готвальд, В. В. Григорьев, И. Н. Холмогоров, Д. А. Хвольсон, В. Ф. Гиргас, В. Г. Тизенгаузен, В. Р. Розен, Н. А. Медников; в Германии - И. Я. Рейске, И. М. Хартман, И. Г. Л. Козегартен, Г. Флюгель, Ф. Вюстенфельд, Г. Вейль, Т. Нёльдеке, Ю. Вельхаузен, Э. Захау (ряд немецких арабистов участвовал также в коллективных работах по изданию «Анналов» ат-Табари и биографичееского свода Ибн Сада); во Франции - А. И. Сильвестр де Саси, Э. Катрмер, Ж. Т. Рено, М. Г. де Слен, Ж. Деранбур, Э. Леви-Провансаль, современные арабисты Л. Массиньон, Г. Вьет, М. Канар, Ш. Пелла, Р. Блашер и др.; в Голландии - Р. Дози, М. Я. де Гуе, М. Т. Хаутсма; в Англии - Д. Марголиус и др.; в Австрии - А. Шпренгер, А. Кремер; в Италии - И. Гвиди, Л. Каэтани; в Испании - Ф. Кодера, X. Рибера; в Швеции - К. И. Торнберг. Эта работа, основанная на успехах арабской филологии, в большей части была проделана в 19 веке. Она явилась необходимой предпосылкой исторического исследования, создала для него прочную источниковедческую базу.

Развитие арабской филологии в Европе в 19 - начале 20 веков шло в различных направлениях. В области арабской грамматики работали: французский арабист Сильвестр де Саси, норвежский филолог К. Каспари, французский филолог Д. Вернье, английский арабист М. Хауэл и другие. Самостоятельный углубленный анализ языковых явлений в большей степени характерен для немецких арабистов Г. Флейшера, Т. Нёльдеке, К. Броккельмана и др. В области лексикографии работали голл. востоковед Я. Голиус, немецкий востоковед Г. Фрейтаг, английский лексикограф Э. Лэн, французский - Ж. Бело, немецкий лингвист Х. Вер и другие. В области литературоведения известен библиографический свод Броккельмана (С. Brockelmann, Geschichte der arabischen Litteratur, Bd 1-2, 1898-1902) с дополнительными томами (Supplementbände, 1-3, 1937-42); история арабской литературы освещена в очерке И. Гольдциера (1909) и в книге английского востоковеда Р. Николсона (R. А. Nicholson, A literary history of the Arabs, 1907). В начале 20 века формируется школа исследователей родной литературы из среды арабов (в Египте - Дж. Зейдан, А. Теймур, А. Заки, Т. Хусейн, в Ливане - Л. Шейхо, в Ираке - А. аль-Кармели, в Тунисе - X. Абд-аль-Ваххаб). Начало арабской филологии в России было положено выходом в свет арабской грамматики А. В. Болдырева (1827, 1836). Более широкие научные цели ставила грамматика М. Т. Навроцкого (1867). В создании учебных пособий участвовали арабы, преподававшие в вузах России, - М. Аттая (1884), А. Ф. Хащаб (1910). Важное значение в изучении арабской филологии имели «Парадигмы глагольных форм арабского классического языка» Н. А. Медникова (1904). История арабской литературы находит полное освещение в очерке В. Ф. Гиргаса (1873). В первом десятилетии 20 века выходят пособия А. Е. Крымского - краткий очерк арабской литературы (1903), курсы лекций об арабской поэзии (1906), прозе (1911). В 19 веке большое значение в развитии русской арабистики имели хрестоматии арабской классической литературы, составленные Болдыревым (1824, 1832), Гиргасом и Розеном (1875-1876).

Что касается собственно исторических исследований, то для буржуазной арабистики 19 - начала 20 веков характерны следующие их типы:

а) монографии, представлявшие в основном пересказ арабских летописей и находившиеся по существу на методологическом уровне средневековой науки. Таковы работы Г. Вейля «Пророк Мухаммед, его жизнь и учение» (G. Weil, Muchammed der Prophet, sein Leben und seine Lehre, 1843), «История халифов» ("Geschichte der Chalifen", Bd 1-3, 1846-51); «Очерк истории арабов до ислама» А. П. Коссен де Персеваля (А. Р. Caussin de Perceval, Essai sur l'histoire des Arabes avant l'islamisme, pendant l'époque de Mahomet et jusqu'а la réduction de toutes les tribus sous la loi musulmane, t. 1-3, 1847-48); У. Мьюра "Анналы раннего халифата" (W. Muir, Annals of the Early Caliphate, 1883) и «Жизнь Мухаммеда и история ислама» ("The life of Mahomet and history of Islam", v. 1-4, 1858-61). В научном отношении недалека от них популярная работа А. Мюллера «История ислама от основания до новейших времен» (А. Müller, Der Islam im Morgen und Abendland, Bd 1-2, 1885-87, рус. пер. 1895-96).

б) монографии, основанные на критическом исследовании источников, пытающиеся установить с позиций идеалистической методологии внутреннюю связь между историческими явлениями. Таковы работы австрийского востоковеда А. Шпренгера, посвященные биографии Мухаммеда, голландского арабиста Р. Дози по истории арабской Испании, австрийского востоковеда А. Кремера по культурной истории Востока в период халифата (А. Kremer, Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, 1875-77) и серия монографий немецкого востоковеда Ю. Вельхаузена, завершившаяся трудом «Арабская держава и ее падение» (J. Wellhausen, Das arabische Reich und sein Sturz, 1902). Большое значение для научного изучения раннего средневековья имело критическое исследование мусульманских источников, проведенное венгерским ученым И. Гольдциером в его трудах «Ислам» ("Die Religion des Islams", 1906, рус. пер. 1911), «Мусульманские штудии» ("Muhammedanische Studien"), Tl 1-2, 1889-90), «Лекции об исламе» ("Vorlesungen über den Islam", 1910, рус. пер. 1912) и др. Исключительное место в мировой арабистике занимает труд Н. А. Медникова «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам» (1897-1903), в котором дан точный перевод извлечений из всех изданных сочинений средневековых арабских историков и географов, являющихся источниками по истории Палестины, Сирии и отчасти Египта. В особом томе дан научный анализ этих источников.

Идеалистическая методология определила преимущественный интерес историков этого типа к проблемам религии, государства и права, при игнорировании проблем экономической истории и особенно истории трудящихся масс. Многие из этих историков неправильно отождествляют историю арабов Ближнего и Среднего Востока с историей ислама, который рассматривается ими как основной фактор, определяющий все развитие арабской общественной жизни и культуры. Эти взгляды, характерные для большинства буржуазных арабистов 19-20 веков, нашли отражение в 1-м издании «Энциклопедии ислама» - коллективном труде, подводящем итоги исследований буржуазной арабистики (вышел в Лейдене в 1908-1938 годы на английском, немецком и французском языках). Отдельные буржуазные ученые пытались в той или иной форме объяснить исторический процесс с материалистических позиций. Например, итальянский историк Л. Каэтани в своих «Этюдах восточной истории» (L. Caetani, Studi di storia orientale, v. 1-3, 1911-14) рассматривал арабские завоевания как миграции, вызванные изменением климатических условий в Аравии. Интерес к проблемам экономической истории вызвал к жизни монографию швейцарского ориенталиста М. фон Берхема о земельной собственности в халифате (M. Berchem, La propriété territoriale ot l'impôt foncier, 1886).

Проблемы общественно-экономического развития арабских стран нашли более полное отражение в арабистике в новейшее время. Государственный и общественный строй Сирии в мамлюкский период был подробно описан в монографии французского ориенталиста М. Годфруа-Демонбина (М. Gaudefroy-Demombynes, La Syrie а l'époque des Mamelouks d'après les auteurs arabes, 1923). К экономике средневекового Египта проявлял интерес немецкий востоковед К. Беккер (С. Н. Becker, Vom Werden und Wesen der islamischen Welt. Islamstudien, Bd 1-2, 1924-32).

К этому же направлению можно отнести труды Э. Леви-Провансаля об Арабской Испании (Е. Lévi-Provençal, L'Espagne musulmane au X'-ème siècle, 1932; Histoire de l'Espagne musulmane, 1944, 2 éd., t. 1-3, 1950-53); Ф. Габриели о Древней Аравии (F. Gabrieli, L'antica società beduina, 1959); P. Ле Турно и Л. Гольвена - по истории Магриба (R. Le Tourneau, Fès avant le protectorat, 1949; L. Golvin, Le Magrib central а L'époque des Zirides, 1957); Д. Деннета - по экономич. истории халифата (D. С. Dennett, Conver sion and the poll tax in early Islam, 1950); A. H. Поляка - о феодализме на Ближнем Востоке (А. N. Poliak Feudalism in Egypt, Syria, Palestine and the Lebanon, 1250-1900, 1939) и др. Проблемы современной истории арабских стран разрабатывали итальянские историки К. А. Наллино, Э. Росси, немецкий историк Г. Кампфмейер, американский Ч. Адамс и Дж. Хейворт-Дэнн и др. В известной мере эти новые тенденции в буржуазной арабистике отразились во 2-м издании «Энциклопедии ислама» (начала выходить отдельными выпусками с 1954 года, к 1960 году издан 1-й том).

К концу 1930-х годов вышли сводные труды по средневековой истории арабов - американского исследователя Ф. Хитти «История арабов» (Р. К. Hitti, History of the Arabs, 1937) и немецкого - К. Броккельмана «История исламских народов и государств» ("Geschichte der islamischen Völker und Staaten", 1939); в 1950-х годах - работа Б. Шпулера «История исламских стран» (В. Spuler, Geschichte der islamischen Länder, Abschn. 1-2, 1952-1953). В новейшее время, особенно после 2 й мировой войны, среди филологов-арабистов усилился интерес к современному арабскому литературному языку. Это видно, в частности, по книге «Введение в современный арабский язык» американских филологов Ф. Зияде и Р. Уиндера (F. J. Ziadeh and R. В. Winder, An introduction to modern arabie, 1957). В области литературоведения известны труды Х. Гибба «Арабская литература» (H. A. R. Gibb, Arabic literature, 1926, рус. пер. 1960), Ш. Пелла «Арабские язык и литература» (Ch. Pellat, Langue et littérature arabes, 1952). Ф. Габриели «История арабской литературы» (F. Gabrieli, Storia della letteratura araba, 2 ed., 1956) и др.

В США стала заметно развиваться арабистика только после 2-й мировой войны в прямой связи с американской экспансией в арабских странах. В области арабистики (и тесно связанного с ней исламоведения) в США работают специалисты, переехавшие туда из Западной Европы (главным образом из Германии, Австрии и Англии).

В Западном полушарии арабистика, помимо США, существует в Канаде, Аргентине; в Бразилии имеется Лига арабских писателей, издающая журнал, посвященный проблемам арабской литературы.

Крах колониальной системы повлек за собой кризис колонизаторской идеологии и науки. В ряде случаев буржуазные арабисты вынуждены отказаться от открытой проповеди колонизаторско-расистских концепций. В этом отношении характерен программный доклад итальянского арабиста Габриели «Об изучении современной истории арабских стран» на международном конгрессе историков в Риме (1955), в котором признаются огромные успехи арабского национального движения, но делается неудачная попытка приписать эти успехи идейному влиянию Запада.

Труды русских дореволюционных историков, за немногими исключениями, были свободны от наиболее крупных пороков западноевропейской арабистики (таких, как расизм, мальтузианство), поскольку царская Россия не проводила колониальных захватов в арабских странах. Труды русских арабистов находились на уровне лучших произведений зарубежных востоковедов. Примером могут служить, помимо «Палестины» Н. А. Медникова, «Император Василий Болгаробойца» (1883) В. Р. Розена, исследования В. В. Бартольда по истории франко-мусульманских отношений и о периоде Омейядов и др.

Подъем национально-освободительного движения и возрождение арабской культуры вызвали к жизни интерес арабской интеллигенции к прошлому своих народов. На этой почве в середине 19 - 20 веках возникла современная арабистика в арабских странах. Основоположниками современной арабской историографии явились арабские просветители Бутрус аль-Бустани, Джирджи Зейдан, Мухаммед Курд Али, Хасан Хусни Абд-аль-Ваххаб, Taxa Хусейн, Амин ар-Рейхани. Им принадлежат научные труды как по арабской литературе, так и по арабской истории - древней, средневековой и новой, а также по этнографии арабов, основанной на методах западной буржуазной исторической науки.

Виднейшими представителями современной арабской историографии являются: Аббас аль-Аззави - автор многотомной истории Ирака («Тарих аль-Ирак», т. 1-6, 1935-54), Ахмед Амин - автор капитального исследования по истории халифата («Духа аль-ислам», т. 1-3, 1952), Анис ан-Насули - автор ряда монографий по истории Омейядов, Рашид аль-Баррави - переводчик «Капитала» К. Маркса и «Империализм, как высшая стадия капитализма» В. И. Ленина, автор ряда работ по экономической истории Египта; Абд-ар-Рахман ар-Рафии - автор многотомной серии монографий «Национальная история Египта» («Тарих Миср аль-кауми», 4 издание, 1955), охватывающей историю национально-освободительного движения от конца 18 века до наших дней, Мухаммед Сабри - ученик Олара, автор ряда исследований по истории Египта в 19 веке, Амин Саид, написавший ряд работ по средневековой и новой истории арабских стран; Мекки Шубейки - профессор истории Судана в Хартумском университете, Наджиб Арманази - автор лекций по новейшей истории Сирии («Мухадарат ан Сурия мин аль-ихтиляль хатта аль-джала», 1954), Абд-ар-Раззак аль-Хасани - историк современного Ирака, Ибрахим Абдо- историк египетской публицистики, Шарль Иссави - автор работ по экономике Египта. К числу арабских историков-материалистов относятся Дж. Ханна - автор ряда работ по современной истории арабских стран, Ю. X. Хелу - автор работ по экономической истории и истории народных движений Ливана, Раиф Хури - литературовед и историк арабской общественной мысли, Камил Айад - историк арабской философии, Шахри Атыйя аш-Шафии - автор работ по истории национального движения в Египте.

Современная арабская историография враждебна колонизаторскому духу, свойственному ряду представителей европейской буржуазной арабистики; она более объективно, чем европейская, освещает историю арабских стран, хотя многие произведения современных арабских историков еще проникнуты буржуазно-националистическим духом. Большое значение для изучения истории современной арабской общественной мысли и национально-освободительного движения имеют работы руководителей коммунистических партий арабских стран Х. Багдаша, Л. Бухали, А. Ята, М. Эннафаа, Н. Шави, Ф. Нассара.

Советская арабистика. Общий подъем науки и культуры в СССР в результате Октябрьской революции способствовал подъему арабистики и размаху исследовательских работ в СССР как по средневековой, так и новой и новейшей истории арабов. В основе советслкй арабистики лежат теория общественного развития, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, а также их глубокие оценки ряда важнейших проблем и событий истории Востока. Советские историки-арабисты исследуют главным образом проблемы социального строя арабских стран, в частности аграрно-крестьянский вопрос, проблемы национально-освободительного движения арабских народов, историю рабочего класса арабских стран. Крупнейшим советским ученым-арабистом является акад. И. Ю. Крачковский, внесший крупный вклад в изучение истории арабской культуры. Развитию советских исследований по новой и новейшей истории арабов способствовали труды М. В. Фрунзе «Европейские цивилизаторы и Марокко» (1925), Ф. А. Ротштейна «Захват и закабаление Египта» (1925). Первые вузовские курсы по истории арабских стран были прочтены Е. А. Беляевым, М. М. Аксельродом, А. М. Шами. В области советской арабистики работали и продолжают плодотворно работать коллективы арабистов-историков, экономистов и филологов в научно-исследовательских институтах и вузах Москвы, Ленинграда, Ташкента, Тбилиси, Баку и др. Советские историки-арабисты создали ряд научных трудов, охватывающих историю арабских стран от раннего средневековья до наших дней; эти труды посвящены проблеме генезиса арабского феодального общества и происхождения ислама (Е. А. Беляев, Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский), проблеме социального и этнического развития стран Магриба в средние века (М. В. Чураков), проблеме разложения феодализма и генезиса капитализма в арабских странах (И. М. Смилянская), проблеме развития капитализма в колониальных условиях (Р. М. Аваков, Л. А. Фридман), проблеме формирования и развития рабочего класса (Ф. М. Ацамба), аграрно-крестьянскому вопросу в Египте (Л. Н. Ватолина, А. Ф. Султанов), в Сирии (M. P. Гатауллин), в Ираке (А. Галджьян), общественно-хозяйственному строю Аравии и этнографии арабских племен (А. И. Першиц), национально-освободительным движениям 19-20 веках в Египте (А. М. Голдобин, X. И. Кильберг, И. М. Фильштинский и др.), Сирии (В. Б. Луцкий), Ираке (Л. Н. Котлов), Судане (В. И. Киселев, С. Р. Смирнов), странах Магриба (Н. А. Иванов, Н. С. Луцкая), рабочему движению и коммунистическим партиям арабских стран. Советские арабисты участвовали в коллективных трудах: «Всемирная история», 1-е и 2-е изд. БСЭ, «Великий Октябрь и народы Востока» (1957), «Народы Африки» (1954, немецкое издание "Die Völker Afrikas", Bd 1-2, 1961), «Народы Передней Азии» (1957) и других, а также в создании ряда учебников по средневековой, новой и новейшей истории стран Востока.

Советская арабистика имеет большие достижения в исследовании путей развития новоарабской литературы: труды по этим вопросам И. Ю. Крачковского занимают ведущее место в мировой арабистики. Над изучением арабской литературы работали также А. Е. Крымский, Д. В. Семенов, М. А. Салье, Л. С. Некора; К. В. Оде-Васильева издала хрестоматию по новой арабской литературе (1928, 1949); ей же принадлежит учебник арабского языка (1936). Крупным вкладом в советскую арабистику явилась научная «Грамматика литературного арабского языка» Н. В. Юшманова (1928). В изучении арабской филологии значительную роль сыграли «Арабская хрестоматия» (1937) и «Учебник арабского языка» (1947) X. К. Баранова; его арабско-русский словарь (1940-1946) впервые в арабистике включил лексику современного литературного языка периода 1880-1940 годов. В 30-40-е годы в совеменной арабистике было начато планомерное изучение языка совеменых среднеазиатских арабов; семитологами Г. В. Церетели и И. Н. Винниковым опубликован ряд работ и подготовлены многотомные монографии по среднеазиатским диалектам; профессором Б. М. Гранде написан ряд работ в сравнительном семитологическом плане. Советскими арабистами-литературоведами созданы труды по классической литературе (В. И. Беляев) и современной арабской прозе (А. А. Долинина, Д. И. Юсупов). В послевоенные годы советскими лингвистами-арабистами опубликованы научные труды, анализирующие историю и структуру классического и современного арабского языка. Эти работы посвящены исследованию морфологии (А. С. Лекиашвили, А. А. Ковалев) и синтаксиса (С. А. Тимофеев, А. А. Мамедов) литературного языка, а также фонетики (В. Г. Ахвледиани) и грамматики (Г. Ш. Шарбатов) современных арабских диалектов. Советскими арабистами проводится большая работа по изучению, описанию и публикации арабских рукописных фондов Ленинграда, Ташкента, Тбилиси, Баку, Еревана и других научных центров.

Работы ученых стран народной демократии, в частности исследования польских арабистов Т. Ковальского и Т. Левицкого, чехословацкого арабиста И. Хрбека и других вносят важный вклад в изучение арабских источников по истории славянских народов, а также истории народных движений в арабских странах в средние века. Немецкий востоковед И. Фюк (ГДР) написал капитальную историю арабистики в Европе и опубликовал ряд исторических источников.

История и филология народов арабских стран изучается в ряде институтов АН СССР, в том числе в Институте народов Азии, где имеется отдел арабских стран, в Институте Африки, в институтах этнографии, философии и других, а также в институтах востоковедения АН Азербайджана, Армении, Грузии, Узбекистана. Помимо этих институтов, подготовка арабистов проводится в Институте восточных языков при МГУ, на восточном факультете ЛГУ, в университетах Баку, Еревана, Ташкента, Тбилиси. Печатными органами советской арабистики являются «Народы Азии и Африки. История, экономика, культура», «Азия и Африка сегодня», «Ученые записки» и «Краткие сообщения» Института народов Азии.

За рубежом центрами арабистики являются университеты: Лейдена (Rijksuniversiteit te Leiden), основанный в 1575 году, Парижа (Université de Paris а la Sorbonne), основанный в 1253 году, Оксфорда (Oxford University), основанный в 12 веке, Кембриджа (Cambridge University), основанный в начале 13 века, Рима (Universitá Degli Studi, Rome), основанный в 1303 гдоу, Галле (Martin Luther-Universität Halle - Wittenberg), основанный в 1694 году, Кракова (Uaiwersytet Jagiellonski), основанный в 1364 году, Праги (Karlova Universita), основанный в 1348 году, Каира (Аль-Джамиа аль-Мисрия), основанный в 1908 году, Дамаска (Аль-Джамиа ас-Сурия), основанный в 1924 году, Багдада (Аль-Джамиа аль-Иракия), основанный в 1958 году, Алжира (Université d'Alger), основанный в 1879 году, Туниса, Рабата; в Каире - Институт высших арабских знаний при Лиге арабских государств (Маахад ад-Дирасат аль-Арабия аль-Алия), в Лондоне - Школа восточных и африканских штудий (School of Oriental and African Studies), основанная в 1916 году, в Париже - Школа живых восточных языков (Ecole Nationale des Langues Orientales Vivantes), основанная в 1795 гдоу, и ряд др.

В. Б. Луцкий (история), Г. Ш. Шарбатов (филология). Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Основные периодические издания:

"Arabica", осн. в 1954 Леви-Провансалем (Leiden - Р.), "Journal of economic and social history of the Orient" (Leiden, с 1957); "Oriente moderno" (Roma, с 1920); "Le monde oriental" (Uppsala, 1906-32); "Revue des études islamiques" (P., 1927-52); "Mitteilungen des Seminars für orientalische Sprachen. Westasiatischestudien" (В., 1898-1938); "Journal Asiatique" (P., с 1822); "The Middle East Journal" (Wash., с 1946); "Bulletin of the School of Oriental and African Studies" (L., с 1917); "Revue Africaine" (Alger, с 1856); "Маджаллат аль-Маджма аль-ильми аль-араби" (Журнал Араб. академии наук) (Дамаск, с 1921); "IBLA. Revue de l'Institut des Belles Lettres Arabes" (Tunis, с 1938); "Nový orient" (Praha, с 1946); "Rocznik orientalistyczny" (Warszawa, с 1914).

Литература:

Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Крачковский И. Ю., Очерки по истории рус. арабистики, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958; его же, Араб. географич. лит-ра, там же, т. 4, М.-Л., 1957; Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917-1959). Филология, М., 1959; Dugat G., Histoire des orientalistes de l'Europe du XII au XIX siècle, t. 1-2, P., 1868-70; Wüstenfeld F., Die Geschichtsschreiber der Araber und ihre Werke, Gött., 1882; Arabiyya. Langue et littérature arabes, в кн.: Encyclopédie de l'Islam, t. 1, nouv. éd., Leyde - P., 1960; Lewis B., British contributions to Arabic studies, L., (1941); Arberry A. J., British orientalists, L., 1943; Devic L. M., Coup d'oeil sur la littérature géographique arabe au moyen âge, P., 1882; Fück J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955; Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1952.

Понятие: