Вербальное поведение

ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. verbalis — устный). Поведение индивида, основанное на использовании им лингвистических конструкций для взаимодействия с другими людьми. Одним из первых разработал формализованный аппарат описания вербального поведения Б. Скиннер, который применил к развитию языка у ребенка теорию оперантного обусловливания. По его мнению, вербальное поведение, как и любое другое, формируется прежде всего в результате оперантного научения, когда дети устанавливают связь между стимулом (например, каким-либо предметом) и реакцией (в том числе вербальной) на него благодаря подкреплению. Родители используют дифференцированное подкрепление (награждая правильные реакции) и тем самым контролируют произносимые ребенком звуки. В силу этого речь становится для ребенка средством получения подкреплений. В зависимости от специфических ситуаций выделяют разные виды вербального поведения: требование, когда дети повторяют слова, связанные с удовлетворением их потребностей; касание, когда они усваивают слова, являющиеся откликами на предметы, которые они трогают; эхо, когда происходит подражание речи окружающих; самопоощрение, когда подкреплением служит удовольствие, которое получает ребенок от того, что он сам что-то сказал. Хотя универсальность данной модели языкового разбития была поставлена под сомнение, она нашла свое применение прежде всего при развитии речи у отстающих детей.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 93.

Литература:

Skinner В. F. Verbal Behavior. Appieton- Century-Crofts, 1957; Ушакова Т. Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения // Когнитивная психология. М., 1986.