Рита

РИТА (санскр.), в древнеиндийской мысли обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийской культуры ведийской эпохи. Рита определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира материального и духовного. То, что устроено в соответствии с ритой, характеризуется как мир широких пространств (в противоположность «амхасу» — состоянию, причастному хаосу и связанному со страхом), направленный изнутри, из некоего центра, вовне. Рита определяет и членение этого пространства на части, которые, соединяясь, образуют целокупный, контролируемый и законосообразный космос. Посредством риты достигается порядок круговращения Вселенной; поскольку он существует, он благ и истинен. Поэтому и рита толковалась как истина в самом широком смысле слова (и в этом отношении она сближается, а иногда и совпадает с сатьей). Противоположностью риты выступает анрита — неупорядоченность как лишённость риты. Рита определяет физические и нравственные аспекты жизни: движение светил, дождь, рост растений, жизнь животных, людей, деяния богов и т. п. Считалось, что рита была установлена древнейшими индийскими божествами Адитьями, которые продолжают охранять её. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация риты. Понятие рита имеет многочисленные типологические параллели (древнегреческое Дике и другие).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Ригведа. Избр. гимны, М., 1972, с. 141—42, 146 — 47, 304, 309; Lüdеrs H., Varuna, Bd 1—2, Gott., 1951—59; Ramakrisna G., The concept of Hta and the ethical element in Vedic literature, «Vedanta Kesari», 1967, v. 54, p. 154—60.

Понятие: