Протокольные предложения
ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (нем. Protokolsatze) - в методологической концепции логического позитивизма предложения, образующие эмпирический базис науки. Эмпирическое обоснование теоретического знания и науки в целом с помощью редукции теоретических предложений к эмпирическим, т.е. протокольные предложения - ключевая проблема логического позитивизма. На первом этапе его развития в качестве эмпирического был принят феноменалистский язык, состоящий из протокольных предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта, например, «Сейчас я вижу зеленое», «Здесь я чувствую теплое» и т. п. Считалось, что эти предложения обладают следующими особенностями: (а) выражают «чистый» чувственный опыт субъекта; (б) абсолютно достоверны, в их истинности нельзя сомневаться; (в) нейтральны по отношению ко всему остальному знанию; (г) гносеологически первичны - именно с установления протокольных предложений начинается процесс познания. Перечисленные свойства взаимосвязаны и в основном зависят от свойства (а). Когда выяснилось, что «чистый» чувственный опыт невозможен и, во всяком случае, не способен сохранить свою «чистоту» при выражении его в языке, логическим позитивистам пришлось отказаться от (а) и в значительной мере - от всего остального. Феноменалистское истолкование протокольных предложений поставило перед логическими позитивистами и проблему интерсубъективности науки. Если считать, что протокольные предложения выражают «чистый» чувственный опыт субъекта, то оказывается, что у каждого человека свой собственный протокольный язык. Это обстоятельство порождает серьезную трудность, если к нему добавляется утверждение, что наука занимается трансформацией протокольных предложений и каждое научное предложение имеет смысл лишь постольку, поскольку его можно свести к протокольным предложениям. Получается, что каждый субъект имеет свою собственную науку и принимает лишь те научные предложения, которые согласуются с его личным протокольным языком. Однако это вступает в противоречие с фактом общезначимости науки. Следовательно, нужно отыскать «интерсубъективный» протокольный язык, т. е. такой язык, который был бы общим для всех индивидов. В рамках феноменализма данная проблема оказалась неразрешимой. Это заставило логических позитивистов отказаться от феноменалистской трактовки протокольных предложений и принять сначала физикалистский, а затем - «вещный» протокольный язык, предложения и термины которого относятся к чувственно воспринимаемым вещам и их свойствам. Протокольные предложения в новой трактовке уже не считались абсолютно достоверными, однако их истинность обосновывалась наблюдением, и раз она установлена, в ней трудно сомневаться. Таким образом, твердый, несомненный эмпирический базис науки сохраняется. Термины наблюдения заимствуют свои значения из чувственного опыта; этот опыт, в свою очередь, определяется работой органов чувств, а поскольку органы чувств у людей не изменяются, постольку эмпирические термины и состоящие из них протокольные предложения оказываются нейтральными по отношению к теоретическому знанию и его изменению. Как для Аристотеля, так и для И. Ньютона, и для А. Эйнштейна листья деревьев были зелеными, а небо - голубым. Протокольный язык этих мыслителей был одним и тем же, несмотря на различие их теоретических представлений. Сохраняется и гносеологическая первичность языка наблюдения: процесс познания начинается с констатации фактов, с установления протоколов наблюдения; затем наступает очередь обобщения результатов наблюдения; и лишь после этого может начать свою работу теоретик - так полагали логические позитивисты. Идея языка наблюдения, полностью нейтрального по отношению к теоретическому знанию, оказалась несостоятельной. Однако в совр. философии науки все-таки признается существование относительно нейтрального языка, предложения и термины которого служат для выражения результатов эксперимента.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 172-173.