Когнитивная карта
КОГНИТИВНАЯ КАРТА (от лат. cognttio — знание). Форма когнитивных образов, впервые систематически описанная Э. Толмелом, В его исследованиях было обнаружено, что крысам доступна латентная форма научения как формирование навыков, в проявлении которых в настоящий момент нет необходимости. Но изменение ситуации может приводить к их актуализации. В частности, крыса, сначала проходившая лабиринт без какой-либо потребности, при ее пробуждении могла в нем ориентироваться.
Помещенная в любой его участок, такая крыса легко находила путь к месту с пищей, не повторяя те пути, по которым она уже проходила, а двигаясь наикратчайшим путем: цель находилась вне зависимости от начальной точки поиска. Подобная ориентировка осуществлялась не на основе связей стимул—реакция, так как они специально не отрабатывались. Чтобы это оказалось возможным, нужно было допустить, что в основе такой ориентировки лежат промежуточные (субъективные) переменные — когнитивные карты. Когнитивная карта представляет собой субъективную картину, создаваемую в результате активных действий в окружающей среде и имеющую прежде всего пространственные координаты (верх—низ, право—лево, близко—далеко), в которой локализованы отдельно воспринимаемые предметы. Когнитивные карты относятся к наиболее ранним компонентам памяти, они создают контекст для формирования других предметных отражений. По мнению У. Найссера, они контролируют частные образы воображения. В сравнении с элементами реального пространства когнитивные карты имеют систематические искажения. В частности, пересечения путей воспринимаются как более близкие к прямому углу, чем на самом деле, изогнутые — как более прямые, знакомые — как более длинные, незнакомые — как более короткие. Виды: карта-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; карта-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 251.
Литература:
Нешхер У. Познание и реальность. М., 1981; Телмен Э. Ч. Когнитивные карты у крыс и человека // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980; Величковский Б. М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства //Вопросы психологии. 1986. № 2.