Мусульманское право
Данное право исходит из религиозного учения Мухаммеда. Основным источником мусульманского права являются сунна (дополняющая Коран), фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права), указы халифов. При необходимости разрешалось выносить вердикты на Основе адата (обычаев). В ряде случаев кади выносил решения со ссылкой на авторитетные суждения ученых богословов, признанных знатоков догм мусульманской религии. Такая практика была особенно распространена в Багдадском халифате. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям.
Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. Как уже отмечалось выше, владелец земли при исполнении своих обязанностей перед халифом мог распоряжаться наделом по своему усмотрению. Особенность наследственного права состоит в том, что наследополучатель получал только права и не отвечал за обязательства наследодателя.
В исключительно приниженное положение мусульманское право поставило женщину. При заключении брака она считалась объектом сделки, ее покупали за калым. Развод разрешался только по инициативе мужа, санкционировалось многоженство, устройство гаремов. Мусульманин мог иметь четыре постоянные жены и любое число наложниц. Положение женщины по шариату было хуже, чем при родовом строе у арабов. Ей не разрешалось учиться, бывать в кругу мужчин, полагалось носить паранджу и т. д. В странах исламской религии женщины были самой неграмотной, забитой, униженной частью населения.
В области уголовного права самыми тяжкими преступлениями считались всякое покушение на халифа, выступления против веры, восстание, мятеж, богохульство, оскорбление религиозных святынь. Они карались смертной казнью, применялось объективное вменение: наказанию подвергались совершенно не причастные к делу родственники преступника.
По шариату полностью сохранялась кровная месть, но за убийство или телесные повреждения можно было откупиться. Размер выкупа был непосилен для простого человека (100 верблюдов и 12 тысяч диргемов). Убийство немусульманина и женщины влекло меньшую ответственность.
Мусульманское право при определении наказания исходило из того, что за преступления виновный отвечает своей жизнью (смертная казнь) или телом. Сорок ударов плетью полагалось мусульманину за употребление вина, поркой наказывалось участие в азартных играх. За кражу виновному отрубали руки, «Вору и воровке отсекайте руки в воздание за то, что они сделали»,— говорится в Коране.
Специфика судебного процесса по шариату заключалась в том, что закон не признавал деления дел на уголовные и гражданские, не делал процессуальной разницы между истцом и ответчиком. При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс начинался по жалобе потерпевшего или его родственников. С поправками и дополнениями шариат и поныне действует в тех странах, где ислам считается государственной религией.
Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 136-137.