Брахман

БРАХМАН (санскр.), в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него философского учениях высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в брахмане; сам же он — вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положительных терминах и рамках какой-либо частичной логики. Поэтому чаще всего брахман определяется отрицательно — немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрительными конструкциями, брахман познаётся лишь высшей религиозной интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).

В древнейших текстах Вед слово «Брахман» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрительная концепция универсального брахмана впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Брахман становится единой абсолютной реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог ранневедийской эпохи вводится в брахман и становится имманентным ему. Вне брахмана ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в брахмане как в зародыше (хираньягарбха, буквально — золотой зародыш), из которого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа брахмана — воплощённый и невоплощённый, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадараньяка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность брахмана достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании — учение о тождестве брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть брахман», «это брахман, это атман», «я есмь брахман» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества: «это — ты» (tat tvam asi). При всём этом брахман соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность брахмана является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).

Особенно интенсивно учение о брахмане разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, брахман  — это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё. По отношению к эмпирическому миру множественности брахмана выступает как творец, зиждитель и разрушитель, как сагуна-брахман (т. е. брахман многих качеств). С трансцендентной же точки зрения, осознающей иллюзорность этого мира, брахман предстаёт как абсолютное бытие, лишённое каких-либо атрибутов, как ниргуна-брахман (т. е. брахман без качеств). Учение Шанкары о брахмане — высшая точка в развитии этого понятия как образа абсолютного единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся брахман в его соотношении с майей, об абсолютном единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и брахмана, единству которого присущи различия и т. д. — см. Вишишта-адваита).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Pадхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Брахмане. К истокам концепции, в сб.: Проблемы истории языков u культуры народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Über die ursprüngliche Bedeutung des Wortes brahman, Munch., 1868; R enou L., Sur la notion de brähman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—46; T h i e m e P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta A., A history of Indian philosophy, v. 1—5, Delhi, 1975.

Понятие: