Феноменологическая социология
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, теоретико-методологическое направление в современной буржуазной социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Философской основой феноменологической социологии послужили идеи Гуссерля, Шелера, Мерло-Понти. Основоположник феноменологической социологии — Шюц, работы которого, получив распространение в 60—70-х годах 20 века, стали исходным пунктом множества концепций феноменологической социологии. Однако их новейшее развитие (структурная социология Э. Тиракьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологическая когнитивная социология А. Сикурела и др.) ведёт к пересмотру основных принципов феноменологической социологии.
Сторонники феноменологической социологии, обвиняя натурализм в отчуждении, объективировании, реифицировании (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его человеческом, духовном бытии. При этом, однако, они игнорируют тот факт, что концепции социальных наук представляют собой обобщённое отражение реальных, объективно существующих социальных процессов и явлений, и ставят на их место идеалистически понимаемую интерсубъективность. В результате общество оказывается сведённым к представлениям об обществе и к взаимодействию и взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов.
Для новейших вариантов феноменологической социологии характерно: отрицание объективного существования социальных структур, отождествление структур взаимодействия с представлениями о них взаимодействующих индивидов, отрицание объективной научно постигаемой рациональности социального мира и подмена её самодовлеющей «содержательной» рациональностью, отказ от объективного научного исследования социальных феноменов во имя «понимания», «вживания», «сочувствующего» описания.
Важнейшей тенденцией развития феноменологической социологии с 60-х годов стало перенесение интереса её главных представителей (Сикурел, П. Саднау, П. Мак-Хью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию, лингвистику. Это закономерно, ибо социологические исследования в рамках феноменологической социологии часто превращаются в психологические, социо- и психолингвистические, по мере того как изучение социальных детерминант деятельности подменяется изучением информационных процессов в ходе взаимодействия. Эти исследования дают определенный результаты в области проблем языковой социализации, семантической дифференциации, экстралингвистической коммуникации и т. п. Но одновременно происходит и размывание исходных философских принципов феноменологической социологии.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Критика совр. бурж. теоретической социологии, М., 1977; Новые направления в социологии, теории, пер. с англ., М., 1978; Ионин Л. Г., Понимающая социологич. М., 1979.