Имамат
1. Совокупность представлений о верховной власти над уммой, санкционированной шариатом. См. Имам (2).
2. Государственное образование, организованное по образцу раннемусульманского сообщества (VII—VIII века), с верховенством шариатского правопорядка. В узком смысле (имамат по преимуществу) — военно-политическое объединение Северо-Западного Дагестана и Южной Чечни, созданное Гази-Магомедом, Хамзат-беком и Шамилем, с опорой на движение мюридизма (по сути — воинствующая форма накшбандийи) и в условиях наступления России на Кавказ в конце 1820 — начале 1830-х годов. Законодательство Шамиля — 14 низамов, базирующихся на шафиитском мазхабе суннизма — позволяет говорить об управленческой структуре, которая консолидировала полиэтническое население восточно-кавказских высокогорий, с его социальной дробностью (мелкая знать, состоятельные общинники, разные группы зависимого крестьянства). Ядром имамата стали земли бывшего Аварского ханства и соседних союзов сельских обществ (Койсубу, Салатав, Гумбет и др.), но пределы постоянно менялись. Резиденцией имама последовательно служили Ахульго (1835—1839), Дарго (1840-1845), Ведено (1845- 1859). Его единоличная власть сочетала военно-административный и религиозно-юридический аспекты. Наряду с совещательным органом — диванханой (около 30 членов, из наиболее авторитетных богословов и военачальников), периодически собирались советы наибов и улама, обсуждавшие вопросы текущей политики. Контрольные функции осуществлялись мухтасибами (надзирателями за соблюдением шариатской законности), внутренняя безопасность — муртазиками (личной гвардией имама, до 200 человек). Территория имамата делилась на наибства (числом от 20 до 50), наместники которых командовали подразделениями мюридов и, реже, местными ополчениями (общей численностью — от 300 до 1000 человек), для осуществления правосудия назначали муфтиев, следили за охраной границ, постройкой укреплений и хозяйственной эксплуатацией под-ведомственного округа, разделявшегося, в свою очередь, на участки, управляемые мазунами. В период наивысшего могущества (середина — конец 1830-х годов) имамат мог выставить до 30 тысяч человек войска, набиравшегося (помимо мюридов и ополченцев) по принципу: 1 снаряженный всадник от 10 дворов. Доходы казны имамата слагались из закята, хараджа, хумса (пятины от добычи и трофеев), штрафных средств и конфискованного имущества преступников и изменников, и направлялись, по преимуществу, на содержание вооруженных сил. Политическую историю имамата см. Кавказские войны. Лозунги возрождения имамата позднее использовали Хаджи-Мухаммад (1877), Н. Гоцинский (1917—1918), Узун-Хаджи (1920-1921).
Т. K. Кораев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с 8.
Литература:
Brentjes И. Die Imamatslehren im Islam nach der Darstellung des Asch'ari. Berlin, 1964; Calder N. The Significance of the Term «Imam» in Early Islamic Jurisprudence // Zeitschrift fur Geschichte der arabisch- islamischen Wissenschaften. I (1984). S. 253-264; Farsakh A. M. A Comparison of the Sunni Caliphate and the Shii Imamate // Muslim World. LIX (1969). № 1. P. 50-63; № 2. P. 127— 141; Ha]jar S., Brzezinski S. The Nizari Ismaili Imam and Plato's Philosopher King // Islamic Studies. XVI (1977). P. 303-316; Hamidullah M. Constitutional Problems in Early Islam // Islam Tetkikleri Enstitiisii Dergisi. V (1973). P. 15-35; Makarem S. The Philosophical Significance of the Imam in Ismailism // Studia Islamica. XX- VII (1967). P. 41-53; Sharon M. The Development of the Debate around the Legitimacy of Authority in Early Islam // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. V (1984). P. 121-141.