Индология в Британии

Британскую индологию XIX века отличали два подхода: европоцентристский, резко критический в отношении индийцев, их культуры и отрицавший ценности их истории (Дж. Милль), и уважительный, нередко апологетический (М. Элфинстоун, Дж. Тод). Наибольшее число трудов по истории Индии было посвящено истории завоевания этой страны и колониальной политике. Внимание исследователей привлекал также могольский период индийской истории, интерес к которому объяснялся стремлением изучить и использовать в британских интересах применявшиеся тогда методы управления Индией. Раннесредневековый период первоначально не исследовался, поскольку от него не сохранилось хроник, а большинство иных источников было не датировано. Индусская традиционная мысль исходила из существования вечных истин, которые не устанавливаются или открываются, а лишь сообщаются людям через святых мудрецов (риши). Исторические факты не фиксировались, хронологии событий не придавалось значения. Историю в общественном сознании заменял эпос (Махабхарата, Рамаяна) — описания подвигов богов и героев.

Отцом индийской археологии, эпиграфики и нумизматики по праву можно считать А. Каннингхема (1814—1893), прибывшего в Индию в 1831 году. Однако наиболее значительное открытие в области археологии Древней Индии связано с именем Дж. X. Маршалла (1876-1959) - открытие и изучение Хараппской (Индской) цивилизации. С середины XIX в. британские ученые и индийцы, получившие образование в британских университетах, развернули археологические работы и изучение эпиграфики, которые позволили в общих чертах воссоздать историю Индии домусульманского периода. Период господства мусульманских династий изучался по персоязычным историческим сочинениям (тарих). Огромная работа была проделана по изучению традиционного социального строя Индии, прежде всего кастовой системы. Была создана подробная этнологическая карта Индии, введены в научный оборот, а также переведены на европейские языки все основные памятники религиозно-философской мысли, а также художественные произведения. Накопление материала и подробная разработка широкого круга проблем индийской истории позволили британским исследователям в начале XX века подготовить ряд обобщающих трудов. Вслед за «Оксфордской историей Индии» В. А. Смита, опубликованной в 1919 году, была издана «Кембриджская история Индии» (Т. 1, 3-6; 1922-1937), написанная Дж. Алланом, У. Хейгом и др. Экономическая история периода мусульманского правления получила подробное освещение в трудах У. Г. Морленда. Развитие британской и западноевропейской индологии в XX веке характеризуется расширением изучения социально-экономических проблем и развитием социологических и антропологических методов.

Со становлением индийской национальной историографии британская индология утратила позиции мирового лидера, хотя крупные исследования по истории, социологии и антропологии Индии в Великобритании продолжали появляться. Популярная книга А. Бэшема «Чудо, которым была Индия» (1954) послужила своеобразным итогом индологических исследований за полтора века. Значительным международным проектом явилась двухтомная «Кембриджская экономическая история Индии» (1982—1983), а также серия монографий под общим грифом «Новая Кембриджская история Индии». Несколько ценных исторических трудов выпустили германские ученые (Д. Ротермунд, Г. Кульке). В США серьезный интерес к Индии возник только после Второй мировой войны. Основное внимание уделялось антропологическим и социологическим исследованиям (Б. С. Кон, М. Сингер), появился также ряд работ по истории Индии (Б. Стайн, Р. Э. Фрикенберг, Б. Э. Ф. Бэк, С. Талбот, С. Коэн). Американские ученые инициировали международную дискуссию о характере государств в разных регионах и в разные периоды в Индии (феодальные, бюрократические, патримониальные, сегментные, крестьянские и др.). Широкому кругу индологических проблем посвящены труды Т. Р. Траутмана. Серьезные успехи в санскритологии и изучении истории Индии, особенно южной, достигнуты в Японии (Н. Карашима, X. Фуказава, Т. Мицусима и др.). Модным направлением западного востоковедения, в том числе И., стали так называемые «постколониальные исследования», стремящиеся изучить проблемы колониальной эксплуатации, а также культурное и нравственное влияние колониальных отношений на народы как колоний, так и метрополий. Индийская национальная историография развивалась со 2-й половины XIX века первоначально во многом под влиянием британской, постепенно вырабатывая собственный подход к интерпретации источников, и это влияние чувствуется до сих пор. Подъем национально-освободительного движения в начале XX века пробудил у индийцев живой интерес к своему прошлому, еще более укрепившийся после завоевания Индией независимости (1947). Это способствовало перемещению центра индологических исследований в саму Индию, где сложились научные центры при университетах крупных индийских городов — Дели, Калькутты (Колкаты), Бомбея (Мумбаи), Мадраса (Ченнаи), Пуны и др. В 1950—1960-х годоах индийские ученые под редакцией Р. Ч. Маджумдара опубликовали 10-томную «Историю и культуру индийского народа», задуманную как изложение альтернативной, индийской точки зрения на историю страны и опиравшуюся на широкий круг конкретных исследований (труды У. Гхошала, Р. К. Мукерджи, Н. К. Синхи, А. Ч. Банерджи, К. М. Паниккара, А. Трипатхи, К. К. Датта, К. А. Нилаканта Шастри, Н. Венкатараманая и др.). Эта работа получила в целом индусскую окраску. В противовес ей группа мусульманских ученых (Мухаммад Хабиб, X. А. Низами, А. Б. М. Хабибулла и др.) создала «Всеобъемлющую историю Индии» (1970), имевшую целью показать вклад мусульманских народов в историю и культуру страны. Осью исторических дискуссий служит вопрос о степени уникальности индийской цивилизации. В рамках этой проблемы проходили дискуссии о становлении государственности и рабовладении в древней Индии (Д. Д. Косамби, Д. Р. Чанана); о феодализме в средневековый период (инициатор — Р. Ш. Шарма, участники дискуссии Б. Н. С. Ядава, X. Мукхия, Д. Н. Джха, Амаленду Гуха и др.). В сотрудничестве с американскими и японскими учеными созданы фундаментальные работы по истории Южной Индии (Й. Суббараялу, М. Г. С. Нараянан, Велудат Кесаван и др.).

История изучения истории Древней Индии в XX веке богата на выдающиеся имена. С. Леви, Л. Рену и Ж. Филлиоза во Франции, Ромила Тхапар и Б. Б. Лал в Индии, Г. фон Глазенапп, П. Тиме и X. Бехерт в Германии, Л. де ла Валле-Пуссен в Бельгии, Я. Гонда в Нидерландах, В. Смит, А. Бэшем и К. Норман в Великобритании — эти и другие исследователи, каждый в своей области, составили эпоху в изучении истории древней Южной Азии. Одной из особенностей индийской цивилизации является ее полиэтничность. Мощный импульс исследованиям этногенеза в Индии был задан 11 -томным изданием «Linguistic Survey of India» Дж. А. Грирсона, выходившем в 1898—1928 годы, в котором описано 364 индийских языка и диалекта. Во 2-й половине XX века большое значение приобрели исследования памятников индийской эпиграфики — как собирание надписей, так и их интерпретация. Без использования таких изданий, как «Corpus Inscriptionum Indicarum» и «Epigraphica Indica», имеющих более чем вековую историю, невозможно представить себе изучение прошлого Южной Азии. Значительного прогресса достигли исследования в области индо-арийского языкознания, практически выделившегося из И. и составившего отдельную научную дисциплину. Наибольшим достижением в данном направлении можно признать трех-томный «Этимологический словарь древнего индо-арийского» М. Майрхофера (Etymologisches Worterbuch des Altindoarischen. Heidelberg, 1992—2001). В дравидологии не потеряла значения сравнительная грамматика дравидийских языков Р. Колдуэлла («А Comparative Grammar of the Dravidian or South-Indian Languages. London, 1913), переизданная в 2012 году. Таким же спросом пользуется и «Сравнительная грамматика дравидийских языков» М. С. Андронова, переизданная в Мюнхене в 2013 году. «Дравидийский этимологический словарь» (A Dravidian Etymological Dictionary, Oxford, 1984) Т. Барроу и М. Б. Эмено является настольной книгой всех, кто обращается к исследованию истории Южной и Восточной Индии. Исключительно важны для исследования дравидийской Индии работы К. Цвелебила (1927—2009). В последние годы индийские ученые достигли больших успехов в изучении истории и культуры своей родины, охватив исследованиями практически все проблемы индологии. История служит полем ожесточенной идеологической борьбы между националистически настроенными учеными, безудержно прославляющими все индусское, и сторонниками объективного освещения истории, в том числе и с марксистских позиций (Тапан Райчаудхури, Ирфан Хабиб, Ромила Тхапар, Сатиш Чандра, Бипан Чандра). Полями битвы служат в основном проблемы глубокой древности (происхождение ариев, их спорное вегетарианство, вопросы историчности мифологии и т. п.) и освещение национально- освободительного движения: роль в нем светских или религиозных идей. Новым, плодотворным направлением исторических исследований в Индии является изучение идеологии и социальных движений низов общества, народных масс (Subaltern Studies — Ранаджит Гуха, Шахид Амин, Сушил Кумар Де, Борун Де и др.). Важную роль в развитии И. играют периодические научные издания: «The Indian Economic and Social History Review» (c 1963), «The Indian Historical Review» (c 1973), «Studies in History» (c 1980) и др.

Л.Б. Алаев, М.Д. Бухарин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 80-82.

Понятие: