Школы махаяны

Наиболее известными махаянистскими школами в первые века нашей эры были мадхьямики и йогачары. Создателями учения мадхьямиков можно считать выдающихся философов Нагарджуну и Арьядеву, которые жили в первые века нашей эры. Возможно, Нагарджуна жил даже во II веке н. э. В это время уже существовали махаянские сочинения, на них ссылается в своих трудах Нагарджуна.

В основе доктрины мадхьямиков лежит учение о шуньяте (дословно — пустота), поэтому эта школа часто называется шунь-явада. Согласно Нагарджуне, все существующее, как материальное, так и духовное, нереально. Но вместе с тем шунья — это не просто отрицание, а отрицание несущности, полное отсутствие дуальности. Шунья имела, таким образом, не негативный, а позитивный смысл. Мадхьямики защищали тезис об отсутствии противопоставления нирваны и сансары. Они учили, что после прохождения всех парамит, достигнув высшего уровня духовного совершенства, объект уже не отличается от субъекта, нирвана — от мира, а существование — от несуществования. Буддийская доктрина, дхарма Будды также объявлялась шуньей. В истории буддизма учение Нагарджуны — одно из самых значительных явлений; оно оказало большое влияние на развитие не только идей махаяны, но и религиозно-философской мысли древней и раннесредневековой Индии в целом.

Создателями учения йогачаров считаются Асанга и Васубандху (IV—V века н. э.). Эта школа признавала реальным только сознание, а весь материальный мир — нереальной иллюзией. Поэтому основное внимание в своих сочинениях философы-йогачары уделяли сознанию и методам совершенствования мыслительных способностей человека.

Махаяпа (особенно школа мадхьямиков) получила широкое распространение во многих странах Азии, в основном на Дальнем Востоке. Она легко уживалась с местными верованиями и вбирала в себя локальные культы. В самой же Индии в гуптскую эпоху влияние буддизма заметно падает.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 133.

Понятие: