Теология освобождения (Митрохин, 1990)
ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ - одно из направлений современной леворадикальной христианской идеологии, получившее наибольшее распространение в 70— 80-х годах 20 века в развивающихся странах, прежде всего в Латинской Америке и Африке. Основные идеи теологии освобождения были сформулированы в работах перуанского католического священника Г. Гутьерреса и бразильского протестантского теолога Р. Альвеса, в настоящее время в Латинской Америке их развивают У. Ассман, Ф. Бетту, Л. Бофф, Э. Дюссель, П. Причард, Х.-М. Сомбрино и др.; в Африке — К. Аппиа-Куби, А. Бэсак, Б. Науде, Ж. В. Шипенде, Д. Туту и др. Протестантская версия в большей степени представлена в африканской теологии негритянского освобождения. Таким образом, сложившаяся в протестантизме в результате разочарования в христианском социал-реформизме, отражает революционное устремления народных масс, ориентирована на практику политической борьбы. По своей социальной направленности теология освобождения неоднородна: в ней присутствуют как умеренно-либеральная, так и революционно-демократическая тенденции. Спасение осмысливается как освобождение, вычленяются три уровня единого всеохватывающего освободительного процесса: социально-политический, исторический и религиозно-мифологический. Интерпретация освободительного процесса находится в определенной зависимости от социально-политической ситуации в тех или иных странах, личной позиции теологов. Представители умеренно-либеральной тенденции в большей мере культивируют религиозно-мифологический аспект, развивают националистические, культурологические идеи. В революционно-демократической тенденции акцент делается на социальной-политическом аспекте: ликвидации колониального гнета, эксплуатации и угнетения, классовая борьба и ее высшая форма — революция признаются в качестве наиболее эффективного инструмента. Все направления теологии освобождения ставят освобождение в зависимость от действия сверхъестественных сил, что накладывает существенные ограничения на возможности теоретического обоснования участия христиан в революционном процессе, создает внутренние противоречия. Вместе с тем представители теологии освобождения выступают с критикой буржуазной идеологии, стремятся к сближению с марксизмом, способствуют диалогу коммунистов с верующими, созданию единого фронта в борьбе с империализмом.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 258-259.