Иляты
ИЛЯТЫ (тюрк. иль, эль — «племя», «народ» + араб. окончание мн. ч. –ат; часто в сочетании: тюрк.-араб. ил ва-ашаир или монг.-араб. илат ва-оймакат — «народы и племена») — в Иране и Центральной Азии XI—XX веках общее обозначение этнических объединений, сохранивших родоплеменное деление и существовавших преимущественно за счет кочевого и полукочевого скотоводства. Как правило, противопоставлялись райятам. Окончательное становление категории иляты относится к эпохе Хулагуидов, а на протяжении последующих веков (в частности, при Сефевидах и Каджарах) они составляли не менее трети населения Ирана. Термин (как и его синонимы — монг. улус, араб. таваиф) применялся как к тюркоязычным (кызылбаши), так и к ираноязычным (курды) общностям. Хозяйство илятов имело огромное значение для экономики региона, а их знать, обладавшая обширными пастбищами, а часто и обрабатываемыми землями, занимала привилегированное положение по сравнению с верхушкой горожан и селян. Рядовые иляты, которых защищала племенная организация и обладание оружием, также испытывали меньший фискальный пресс, нежели райяты: подати с них были относительно невелики (основная — чобанбеги); кроме того, неся службу в ополчении, они участвовали и в разделе добычи и трофеев. Их оседание происходило замедленными темпами и почти исключительно при влиянии неблагоприятных экологических условий либо под прямым вооруженным давлением со стороны верховной власти. Хотя со 2-й половины XIX века развитие капиталистических отношений под влиянием модернизации, а затем — административная централизация иранского и афганского государств, постепенно уменьшили экономическую и политическую роль илятов, их значимость в социальной жизни сохранялась еще в период Иранской революции 1905—1911 годов, в которой они участвовали на обеих сторонах конфликта. Если закон 1906 года, вводивший куриальный принцип выборов, особо не выделял иляты (кроме Каджаров), хотя и перечислял их среди избирателей по вилайетам, то закон 1909 года предусматривал отдельное представительство в меджлисе для таких илятов, как шахсевены, кашкайцы, хамсэ Фарса, туркмены и бахтиары. Окончательная ликвидация илятов как самостоятельной (чаще всего центробежной) силы произошла, главным образом, усилиями династии Пехлеви, на протяжении 1930-1940-х годов.
T.K. Кораев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с 5-6.
Литература:
Beck L. Nomads and Urbani- tes // Middle Eastern Studies. XVIII (1982). № 4. P. 426-444; Ehlers E., Stoeber G. Entwicklungtendenzen des Nomadismus im Iran // Nomadismus, ein Entwicklungsproblem / Hrsg. von J. Scholz. Berlin, 1982; Garthwaite G.R. Pastoral Nomadism and Tribal Power // Iranian Studies. XI (1978); Reid J. Tribalism and Society in Iran 1500-1629. Malibu, 1983; Salzman P. National Integration of the Tribes in Modern Iran // Middle East Journal. XXV(1971). P 325-336.