Информатизация образования

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, - отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе, техносфере. Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что даёт основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для её производства, обработки хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя... Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий (НИТ) - применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются традиционные носители информации (бумага, плёнка).

Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, её переработка и использование. Программированное обучение и вслед за ним технология обучения показали, что учение, понимаемое как процесс переработки информации, может быть строго управляемо, подобно процессам в сложных системах, которыми занимается кибернетика. Поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения, как направление в науке, которое учёные называют педагогической информатикой. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и в целом перед педагогикой ряд проблем. Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тесты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии с информационными: текст, деление на блоки, или иначе структурированный, тезаурус, фрейм (что-то вроде опорного сигнала В.Ф. Шаталова), дерево понятий (что-то подобное графам в информатике), гипертекст и др. В свою очередь формы представления знаний обуславливают поиск средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, т. е. учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы суть основные вопросы дидактики. Кроме того, возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем или аспектов информатизации образования. Появился термин «визуальное образование», который означает, что в обучении изображение, образ, модели, знаки будут играть всё большую роль, оттесняя привычные тексты. Работа со знаками и знаковыми системами, перевод из одной знаковой системы в др., кодирование и декодирование - эти и другие процедуры должен уметь делать человек информационного общества. В связи с этим возникает вопрос об информационной культуре личности, под которой понимают наличие знаний в области информации и умения работать с информацией. Информационную культуру личности, считают учёные, надо формировать в школе. Поэтому во второй половине XX века в педагогике начало формироваться направление - медиа-образование, которое исследует вопрос об изучении школьниками средств массовой коммуникации. Главные задачи медиа-образования учёные понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умение пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, т. е. осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. В школах развитых стран изучается специальный предмет, призванный решать эти задачи. Его содержание примерно такое: понятие о коммуникации, знаковые системы, представление информации, средства массовой коммуникации. В последние годы к этому добавляют и компьютерную грамотность, что даёт название предмету – «Основы компьютерной и медиа-грамотности».

В СССР, а затем в России и Беларуси была разработана и осуществляется концепция информатизации образования. Основные её положения сводятся к следующему:

– освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;

– формирование информационной культуры школьников, т. е. информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;

– изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий;

– подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.

Можно видеть, во-первых, что информатизация образования затрагивает цели и содержание образования. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания традиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока ещё не ясен учёным.

Во-вторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведёт к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.

В-третьих, информатизация образования предполагает прежде всего разработку учебного обеспечения дидактического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в др. и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, т. е. использование компьютера как средства обучения и шире - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

Важной составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу. Но самой главной составляющей информационных технологий с позиции дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ - обучающие программы, обучающие системы. Собственно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они всё время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для формирования умений и навыков; тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы, дидактические игры и др. К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Они диагностируют учащиеся и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения.

Таким образом, информатизация образования ведёт к изменению деятельности учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать её, имеет возможность автоматизировать её обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и т. д. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития учащихся. Следует сказать, однако, что масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. Компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 294-297.