Теология надежды (Митрохин, 1990)
ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ — одно из направлений в политической теологии, в которой христианство трактуется как «великая социальная надежда». Получила распространение в Западной Европе в 60—70-х годах 20 века. Основные представители — протестантские теологи Ю. Мольтман, В. Панненберг, Ф. Чайлдз. Проблемы социального освобождения осмысливаются в русле христианской эсхатологии. Предпринимается попытка создать своеобразную концепцию «революционного хилиазма» — учения об утверждении тысячелетнего царства божьего на земле. Центральное понятие — «надежда» трактуется как онтологическая характеристика бытия, в том числе и человеческого бытия, и как психологическое состояние личности. Утверждается примат будущего перед настоящим и прошлым, но в то же время подчеркивается тесная взаимосвязь всех этих временных форм бытия человека. Будущее следует мыслить неразрывно связанным с настоящим, постоянно входящим в настоящее, вместе с тем надеяться означает отказываться принять настоящее как окончательное состояние и в то же время — отказываться возвращаться к прошлому. Надеяться — значит быть открытым к непредвиденному будущему, к новым формам бытия. Отсюда с точки зрения теологии надежды вытекает активная жизненная позиция христианина. Христианская надежда — это не пассивное ожидание будущего, а активное действие, направленное на радикальное обновление всего данного порядка бытия во имя осуществления христианских идеалов любви, добра, свободы, справедливости и человеческой солидарности. В той мере, в какой капиталистические порядки противоречат этим идеалам, христианин призван бороться против этих порядков. В теологии надежды довольно отчетливо выражены симпатии к социалистическому идеалу, который нередко отождествляется с христианским идеалом. Осуществление социалистического идеала означает утверждение царства божьего на земле. Вместе с тем теология надежды не приемлет ни одну из форм реального социализма. Социальный идеал в теологии надежды — царство божье — носит четко выраженный утопический характер. Это царство любви, свободы и справедливости есть не что иное, как царство иллюзий.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 257-258.