Психологизм в социологии
ПСИХОЛОГИЗМ в социологии, методологический подход, свойственный некоторым направлениям буржуазной социологии, ведущим начало от Г. Тарда, Л. Уорда, У. Мак-Дугалла, Ч. Кули и др., и активно практикуемый современными школами символического интеракционизма (Дж. Мид и его последователи X. Беккер, А. Коэн и др.), неофрейдизма, а также феноменологической социологией (А. Шюц, А. Сикурел, П. Мак-Хью и др.) и этнометодологией (X. Гарфинкел и др.). Для всех разновидностей психологизма характерно стремление объяснить социальные взаимоотношения и структуры на основе психологических данных. В ранних, более грубых и примитивных формах психологизма преувеличивалось значение генетических факторов и особенности социального поведения выводились из якобы исконно присущих человеческой психике свойств — сексуальности, агрессивности, аффективности, влечения к смерти и т. д. Свойствами личности (или национального характера) пытались объяснить такие социальные явления, как войны, расовые и классовые конфликты и т. д. В дальнейшем психологизм эволюционировал в сторону отказа от идей генетической предопределённости человеческого поведения, сохранив вместе с тем установку на отрицание реальности таких объектов, как общество, социальная система, организация и т. п. Такого рода понятия объявляются сторонниками психологизма метафизическими. Приверженцы психологизма не выходят за рамки анализа непосредственного взаимодействия людей, оперируя главным образом такими понятиями, как «непосредственно наблюдаемое поведение», реакция на ситуацию и т. п. Феноменологическая школа, декларируя отказ от психологизма, понимаемого как анализ внутренних психических процессов, сосредоточивается на процессах «конституирования социального мира из интерсубъективных деятельностей индивидов», т. е. по сути дела растворяет предмет социологии в социальной психологии. Методы психологического анализа имеют известное значение при исследовании малых групп и коллективов (см. Социометрия), изучении субъективных сторон жизни общества, однако несостоятельны при изучении более широких социальных проблем.
В современной буржуазной социологии предпринимаются попытки преодолеть ограниченность принципов и установок психологизма с помощью соединения его с анализом больших социальных систем (Т. Парсонс, А. Этциони, П. Блау, Ф. Селзник и др., см. Структурно-функциональный анализ). Однако исходные посылки и в этом случае остаются ко преимуществу психологическими. Сам Парсонс признаёт, что для него социальная психология в духе У. Томаса и Дж. Хоманса образует фундамент всех наук о человеке, в том числе социологии.
Марксистская социология, показывая ограниченность психологизма, устанавливает реальное соотношение социального и психологического, выражающееся в социальной обусловленности последнего, в том, что сущность человека в конечном счёте определяется структурой общественных отношений.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Замошкин Ю. А., Психологич. направление в совр. бурж. социологии, М., 1958; его же, Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Πарыгин Б. Д., Основы социально-психологической теории, М., 1971; Новые направления в социология, теории, пер. с англ., М., 1978; И о н и н Л. Г., Понимающая социология. Историко-критический анализ, М., 1979; Merton R. K., On theoretical sociology, N. Υ.— L., 1967; Parsons Т., Some problems of general theory in sociology, в кн.: Theoretical sociology, ed. by J. C. Me Kinney and B. A. Tiryakian, N. Y., 1970; Schutz AI., On phenomenology and social relations, ed., introd. by H. R. Wagner, Chi., 1970.