Имам в исламе
Имам (араб. «предстоятель») — в исламе.
1. Руководитель религиозной общины, предстоящий мусульманам на коллективной молитве (салят). Обязанности имама может выполнять любой верующий, в зависимости от его благочестия и познаний в шариате. Произнесение проповедей (хутба) в соборной мечети после полуденного салята по пятницам (джума) поручается (через формальные выборы или неформальное согласие) самому авторитетному из улама, который в силу этого именуется имам-хатибом (в суннизме; в шиизме — имам-джума). В I веке хиджры функции имама выполняли пророк Мухаммад и халифы, что обусловило появление термина в значении «глава всей уммы». Спор о полномочиях имама вызвал в середине VII века 1-й раскол (фитна) среди мусульман, который из столкновения разных групп сподвижников Мухаммада на протяжении VIII—IX веков перерос в противостояние по вопросам теологического и юридического порядка. Хариджиты и сунниты отстаивали выборность имамов, основанную на согласном мнении (иджма) всех правоспособных членов (хариджиты) либо ответственных представителей (сунниты) уммы. Обязательства имама сводились для них к защите религии, надзоре за соблюдением шариата и управлении мирскими делами. В раннем Халифате произошло функциональное слияние власти имама и халифа, которое впоследствии было характерно для Омейядов халифата и Аббасидов халифата, а также Османской империи. Шииты настаивали на сверхъестественной сущности имамата как единственной основе его легитимности, независимой от человеческого произволения, и на законности его только для потомков Али ибн Аби Талиба. Их интерпретация представляет имама единственным выразителем божественной воли на земле, преемником Пророка, высшим толкователем Корана и сунны, источником священного знания и права. По мере разветвления рода Алидов растущее количество претендентов на имамат способствовало расхождению в его понимании разными шиитскими течениями (зайдиты, имамиты, исмаилиты). Так, имамитский шиизм в условиях «сокрытия» 12-го имама делегирует его сакральный авторитет муджтахидам.
2. Титул правителя ряда ранних государств на арабском Востоке и Кавказе XIX—XX веков, основывавшихся на шариатском правопорядке в суннитской (Дагестан и Чечня), зайдитской (Йемен), хариджитской (Оман) трактовке. Сочетался со званием «повелитель верующих» (амир ал-муминин).
3. Почетное прозвание наиболее выдающихся улама у суннитов и шиитов: основателей мазхабов и школ калама, крупных общественно-по-литических деятелей.
Т. К. Кораев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с 7-8.
Источники:
Allama al-Hilli on the Imam- ate // Authority and Political Culture in Shi'ism / Ed. by S. A. Arjomand. Albany, 1988.
Литература:
Abrahamov B. Al-Kasim Ibn Ibrahim's Theory of the Imamate // Arabica. XXXIV (1987). P. 80-105; Amir-MoezziM.A. The Divine Guide in Early Shiism / Transl. by D. Streight. Albany, 1994; Idem. Remarques sur la divinite de l'lmam (Aspects de l'ima- mologie duodecimaine I) // Studia Iranica. XXV (1996), № 2. P. 193-216; Idem. Notes a propos de la walaya ima- mite (Aspects de l'imamologie duode-cimaine X) // Journal of the American Oriental Society. CXXII (2002), № 4. P. 722— 741; Arjomand S. A. The Crisis of the Imamate and the Institution of Occultation in Twelver Shi'ism: A Sociohistorical Perspective // International Journal of Middle Eastern Studies. XXVIII (1996). P. 491-515; Kohlberg Е. Imam and Community in the Pre-Ghayba Period // Authority and Political Culture in Shi'ism / Ed. by S. A. Arjomand. Albany, 1988. P. 25—53; Madelung W. Das Imamat in der friihen ismailitischen Lehre // Der Islam. XXXVII (1961). S. 43-135.