Постмодернизм в историческом познании
ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ - 1) направление современной историографии, в которой знание о прошлом рассматривается как недоступное нашему пониманию [П. X. Хаттон]; 2) критика принципов модернистского исторического мышления, требующая вернуть прошлому его собственное достоинство и предполагающая «плотное описание» вместо конструирования теории [И. Рюзен]; 3) парадигма, поставившая под сомнение «священных коров» историографии: а) само понятие об исторической реальности, а с ним и собственную идентичность историка, его профессиональный суверенитет, стерев казавшуюся нерушимой грань между историей и литературой; б) критерии достоверности источника, размыв границу между фактом и вымыслом и, наконец, в) веру в возможности исторического познания и стремление к объективной истине [Л. П. Репина]; 4) ризомный метапаттерн истории [П. К. Гречко].
Постмодернизм - это интеллектуальное течение эпохи постмодерна, эпистемологические претензии которого в историческом познании сводятся к следующему: 1) историческая реальность не существует сама по себе, она начинает существовать только в интерпретациях, 2) историческая реальность раскрывается в соответствии с представлениями или ценностями, на которые опирается интерпретатор; 3) в историческом познании достойны внимания только единичные исторические факты, 4) возможны различные прочтения исторических источников и интерпретации исторических фактов, поэтому тексты, создаваемые историками, являются субъективными вариантами множества возможных дискурсивных стратегий; 5) знание об исторической реальности появляется не в результате взаимодействия субъекта и объекта исторического познания, а в ходе сопоставления мнений и взглядов исследователей по той или иной проблеме, поэтому историческая реальность не воспроизводится, а создается в процессе исторического дискурса, 6) историческое познание является дискурсивной практикой, позволяющей историкам с определенных позиций, связанных с текущим моментом, отправляться в прошлое, думая о современности, и перестраивать его в соответствии со своими потребностями, используя ангажированный язык; 7) методологический плюрализм - императив исторического познания, в котором существует множество познавательных парадигм, ни одна из которых не может претендовать на монополию; 8) множественность познавательных парадигм порождает плюралистическое видение исторической реальности', 9) стремление к объективной истине в историческом познании - атрибут репрессивного мифологического сознания; 10) язык историка - это не зеркало, отражающее историческую реальность, а ее конструктор; 11) исторические труды представляют собой вид литературного творчества, который функционирует в рамках определенных риторических правил, и поэтому характер исторических произведений определяется не столько принципами научного исследования, сколько эстетическим выбором автора, формирующего дискурсивную стратегию исторического текста [А. В. Лубский]. Базовым принципом постмодернизма, отрицающим возможность получения объективного знания, является когнитивный конструктивизм, который реализуется в форме радикального конструктивизма. Радикальный конструктивизм исходит из того, что историческая реальность является лишь продуктом аутопоэтического сознания историка и такого стиля его мышления, основным принципом которого выступает положение «affirmo - ergo est» («утверждаю, значит, так есть»).
В настоящее время в исторической науке сложилось особое течение - критический реализм, представители которого, с одной стороны, подвергают критике эпистемологоческие претензии постмодернизма как угрозы профессиональной историографии. С другой стороны, они отмечают, что распространение идей постмодернизма в историческом познании привело к осознанию того, насколько специфическими были те инструменты, с помощью которых историки пытались расшифровать прошлое, и что в историческом познании большое значение имеют культурно-эпистемологические фильтры, опосредствующие интерпретацию его предмета. Представители критического реализма, с одной стороны, отвергают постулат постмодернизма о том, что историческая реальность является лишь продуктом сознания, с другой, признают, что конструктивистское начало присутствует во всяком научном познании. В результате в историческом познании после постмодернизма получили распространение идеи конструктивного реализма, сторонники которого, преодолевая оппозицию реализма и конструктивизма, исходят из того, что познающий субъект не столько отражает, сколько конструирует историческую реальность в рамках определенного культурно-эпистемологического контекста, но такую реальность, которая в определенной мере соответствует исторической действительности. Разновидностью конструктивного реализма в историческом познании выступает конструктивный альтернативизм, согласно которому историческая реальность может интерпретироваться историками разными способами на основе «конструктивных альтернатив», или моделей исторического познания.
А. В. Лубский
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 398-399.
Литература:
Гречко П. К. Концептуальные модели истории: пособ. для студентов. М., 1995; ЛубскийА. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken, 2010; Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996; РюзенЙ. Утрачивая последовательность истории (некоторые аспекты исторической науки на перекрестке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти) // Диалог со временем. 2001. Вып. 7; Хаттон П. X. История как искусство памяти. СПб., 2003.