Предпонимание (СЗФ.ЭС, 2009)
ПРЕДПОНИМАНИЕ (нем. Vorverstandnis) - в философии М. Хайдеггера способ развертывания понимания как онтологического определения человеческого бытия. Предпонимание есть изначальное, исходное понимание в отличие от вторичного по отношению к нему и производного от него понимания как метода познания. Предпонимание образует пространство созерцания и мышления, непреодолимый горизонт познания. Предпонимание не зависит от рефлексии, а, напротив, составляет основу и источник всех очевидностей сознания и самосознания. Предпонимание имеет не психологическую и не трансцендентальную природу, так как выражает не личностные особенности познания и не всеобщие характеристики познающего субъекта, а сам способ бытия человека в качестве действующего и познающего существа. Структуру предпонимания образуют «предмнения», «предвидения» и «предвосхищения», составляющие основу человеческого бытия в мире и предопределяющие все его мышление и поведение. Исходная стихия предпонимания - язык. Развивая хайдеггеровское учение о предпонимании, Г.-Г. Гадамер вычленяет в качестве основного элемента его структуры «предрассудок» (Vorurteil), т. е. дорефлективное содержание сознания, которое не следует смешивать с предрассудками в обычном смысле слова. Предпонимание, которое лежит в основе исходных схем человеческого опыта, задано традицией, имеющей языковую природу. В теологической герменевтике Р. Бультмана предпонимание обозначает «жизненное отношение» к предмету понимания (в частности, к тексту Библии), задающее способ постановки вопроса и тем самым определяющее характер истолкования.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 171