Речь
РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: Б. Кроче считает речь средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают речи две основные функции — выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера речь — только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Советские психологи указывают на две основные функции языка (речи): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и другая речь как психологические явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включённые в перечисленные виды деятельности; в этом смысле речь соотносится с такими категориями, как мышление, память и т. п. Речь — одна из высших психических функций человека. В психофизиологической организации речь есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона речи): характер осознания зависит от типа речи, уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и других факторов.
Можно выделить собственно речь (или «внешняя» речь), которая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие, и внутренняя речь, которая есть в сущности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познавательной задачи. Ориентированность внутренней речи на познавательные задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогательных средств (образы, схемы и т. д.) и возникновению специфических закономерностей синтаксического строения внутренней речи, впервые описанных Л. С. Выготским. Внутренняя речь отличается от внутреннего проговаривания (речь «про себя», беззвучная речь) и внутреннего программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки высказывании). Внутренняя речь генетически восходит к собственно речи: лишь использование речи для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно речь («внешняя» речь) разделяется на диалогическую и монологическую речь; генетически первичной является диалогическая речь.
Оставаясь коммуникативной, «внешней» речь может выполнять в то же время различные дополнительные функции, например, поэтическую (речь как орудие общения посредством искусства), магическую («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (речь-наименование), диакритическую (речь, непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр. психологич. исследования, М., 1956; Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутренняя речь и мышление, М., 1968; Леонтьев А. А., Язык, Р., речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Вühler К., Sprachtheorie, Jena, 1934.