Конгресс США в 1920-1940-е годы

В период между двумя мировыми войнами структура и компетенция конгресса существенно не изменялась. В 1920 г. женщины получили право избирать его членов. С ростом числа штатов больше становилось сенаторов. С 1933 г. конгресс вступал в свои полномочия не с марта, а с 3 января.

Согласно акту о перераспределении мест в конгрессе 1929 г. запрещалось увеличивать число мест в палате представителей в зависимости от роста населения. Общее число депутатов, не должно превышать 435 человек. Перераспределение мест следовало производить раз в 10 лет. Эта мера имела своей целью сократить представительство от быстрорастущих промышленных районов.

Конгресс, особенно палата представителей, испытывал растущую силу исполнительной власти. В 1921 г. составление бюджета перешло из ведения нижней палаты конгресса в Бюро бюджета. Все большую часть своего времени палаты отводили рассмотрению предложений президента.

В самом конгрессе росло число постоянных комитетов. Если в период первого конгресса их было 3, то в 1945 г.— больше 100. Раздробленность законодательного процесса между массой комитетов была выгодна прежде всего крупным финансовым кругам.

Акт о реорганизации легислатуры 1946 г. уменьшил число комитетов в палате представителей до 19, а в сенате до 15. Вместе с тем судьба многих законопроектов фактически предрешалась в комитетах по ассигнованиям и вооруженным силам. Через лоббистов монополии могли более успешно, чем прежде, добиваться принятия выгодных им законов.

Несмотря на закон 1917 г. об ограничении прений в сенате, практика флибустьерства применялась. Один из сенаторов в 1944 г. говорил два дня. Этим пользовались чаще реакционеры из южных штатов.

Отмечается тесное согласование деятельности комитетов конгресса с соответствующими министерствами. Судьба любого билля в огромной степени зависела от решения комитета. Таким образом, центр законодательной деятельности стал постепенно перемещаться из палат конгресса в комитеты.

Возросло значение комитетов по вопросам процедуры и роль руководителей палат. На эту должность назначались опытные политиканы, досконально изучившие правила процедуры. Так, спикером палаты представителей около 40 лет был С. Рейберн. Он состоял ее членом с 1913 по 1961 год. Закон 1910 г. отнял у спикера право единолично назначать председателей комитетов палаты, но это отнюдь не уменьшило его роль как главного должностного лица палаты представителей. Спикер и вице-президент, председательствующий в сенате, стали совмещать официальные и партийные полномочия, т. е. кроме выполнения обязанностей по руководству работой палат они являлись лидерами своих фракций в палатах.

Следовательно, деятельность конгресса стала все больше зависеть от небольшой группы лиц: руководителей палат, председателей трех-четырех важнейших комитетов. Именно через нее конгресс проводил угодные монополиям законы.

Требования передовой общественности заставили конгресс издать в 1946 г. закон, который ограничил деятельность лоббистов. От них стали требовать ежеквартальные отчеты с указанием о пожертвованиях (кому, сколько). Несоблюдение акта влекло штраф в 5 тысяч долларов, год тюремного заключения и запрет заниматься лоббизмом в течение трех лет. Если осужденный снова занимался запрещенной практикой, санкция усиливалась (штраф 80 тысяч долларов и 5 лет тюремного заключения).

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 310-311.

Понятие: