Цель
ЦЕЛЬ, один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Наиболее значительное в античной философии учение о цели развил Аристотель, толковавший цель как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о цели, характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал цель как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная цель бытия усматривалась в цели вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божественную цель (см. Телеология).
В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. Кант связывал цель со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические цели (относящиеся к умению), прагматические цели (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Шеллинга и Гегеля учение о цели носило характер объективной телеологии. Рассматривая цель как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абсолютного духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику цели, средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении цели и результатов деятельности.
Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия цели как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 века характерны: отказ от интегративной функции понятия цели как следствие абсолютизации расхождения между целью и результатами (Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и цели привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности цели человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).
Усматривая в цели один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм-ленинизм подчёркивает объективную обусловленность цели: «...цели человека порождены объективным миром и предполагают его..:» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 171). Понимая цель как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «...идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 717). Цель как закон определяет способ и характер действия человека (см. К. Маркс, там же, т.23, с. 188). Она выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему цель, средство и результат. Цель — это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики целей, средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть цель как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определенная типология целей — индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных целей и идеала.
Марксизм-ленинизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Применение антигуманных средств для осуществления человечной цели приводит к обесчеловечиванию самой цели, к подмене её ложной целью. Так, например, Маркс писал: «...цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (Маркс К., там же, т. 1, с. 65).
В современной науке интерес к понятию цели характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории так называемая целеустремлённых систем). См. также Идеал, Целесообразность.
А. П. Огурцов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42; его же. Нищета философии, т. 4; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «Ц»., «средство», «результат», М., 1988; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. о англ., М., 1974; Методологич. проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. ин-та технич. эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «Ц. »в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Ропаков Н. И., Категория «Ц.»: проблемы исследования, М., 1980; Luh-mann N., Zweckbegriff und Systemrationalität, Tüb., 1968; Taylor R., Action and purpose, N. Υ., 1973,