Фонематический слух
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (от греч. phoneoma — голос, звук, речь). Форма слуха, выраженная способностью человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. При восприятии речи происходит, во-первых, перцепция звуков речи — выделение из речевого потока звуков речи, которые свойственны определенной Л. Роббиа. Поющие дети системе языка, во-вторых, синтез звуков речи в речевые единицы — перевод отдельных звуков в цепочки. Динамика. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем (Тонкова-Ямпольска Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 1968. № 3). Контекст. Кроме фонем в воспринимаемой речи определяются интонационные и эмоциональные характеристики речи, выделяются индивидуальные характеристики речи (кто говорит), а также определяются значения отдельных единиц и всего контекста их употребления, в частности осуществляется интерпретация переносных смыслов.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 641.
Литература:
Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.