Новый курс (Наджафов, 1967)
«НОВЫЙ КУРС» (New Deal) - система мероприятий правительства США в 1933-1938 годы в целях смягчения обострившихся в результате экономического кризиса 1929-1933 годов противоречий американского капитализма. «Новый курс» связан с деятельностью президента Ф. Д. Рузвельта. В 1-й период «Нового курса» (1933-1934) для борьбы с последствиями кризиса были приняты выгодные для крупных предпринимателей в промышленности и сельском хозяйстве Закон о восстановлении промышленности (National Industrial Recovery Act, NIBA) (1933) и Закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act, AAA) (1933). NIRA предусматривал введение в различных отраслях промышленности «кодексов честной конкуренции», которые фиксировали цены на продукцию, уровень производства, распределяли рынки сбыта и др. Основное назначение «кодексов» - поддержание жизнедеятельности крупнейших монополий за счет мелких и средних предпринимателей. «Новый курс» предусматривал подъем цен на сельскохозяйственные продукты и выдачу с этой целью фермерам премий за сокращение посевной площади и поголовья скота. Эти и последующие экономические мероприятия «Нового курса», направленные на «государственное регулирование» экономики, явились новым этапом в развитии государственно-монополистического капитализма в США. Во 2-й период «Нового курса» (1935-1938), в условиях роста рабочего и общедемократического движения, были приняты Закон о трудовых взаимоотношениях (National Labor Relations Act) (1935), закреплявший первоначально зафиксированное в пункте 7а NLRA право рабочих на организацию в профсоюзы, первый в истории США Закон о социальном обеспечении (Social Security Act) (1935), Закон о справедливом найме рабочей силы (Fair Labor Standards Act) (1938), устанавливавший минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня для некоторых категорий трудящихся. Рабочее и социальное законодательство «Нового курса» отражало стремление американского правительства притупить классовую борьбу, ослабить рабочее и массовое народное движение 30-х годов. Трудящиеся своей борьбой за расширение рамок буржуазной демократии вынудили американские правящие круги встать на путь реформ и уступок.
В обширной исторической литературе о «Новом курсе» преобладают апологетические труды. Ф. Д. Рузвельт объявляется спасителем американской демократии, а «Новому курсу» отводится центральное место в общей схеме капиталистического прогресса в США (А. Шлезингер младший, Г. Коммейджер, С. Морисон и др.). Широко распространен взгляд на «Новый курс» как на вершину развития американского буржуазного либерализма (Л. Хартц, Р. Хофстадер, Э. Голдмен). Ряд историков (например, Дж. Берне) утверждает, что меры Ф. Д. Рузвельта пробудили трудящихся США и призвали их к активной политической деятельности. Так называемая ревизионистская школа (Ч. Тенсилл, Г. Барнс и др.) критикует политику Ф. Д. Рузвельта, особенно его внешнюю политику, справа. Э. Робинсон (Roosevelt leadership, 1933-1945, N. Y., 1955) утверждает, что политикой «Нового курса» Рузвельт преследовал «социалистические цели».
Д. Г. Наджафов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Литература:
Мальков В. Л., Наджафов Д. Г., Новейшая американская буржуазная историография о происхождении "Нового курса" Ф. Рузвельта, в сб.: Против фальсификации истории, М., 1959; Наджафов Д. Г., Об одной тенденциозной концепции истории США, "ВИ",1963, No 6; Schlesinger A. M., The age of Roosevelt, v. 2, The coming of New Deal, L., (1958); Rauch В., The history of New Deal, 1933-1938, N. Y., (1944).