Нельсона теория
ТЕОРИЯ РАННЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕЛЬСОН (от греч. theoria — исследование и лат. conceptus — понятие). Теория формирования мышления и языка в раннем детском возрасте, разработанная К. Нельсон. В ней постулируется, что в последней четверти первого года жизни ребенка у него складывается достаточно развитая ментальная репрезентация внешнего мира и собственных взаимодействий с ним. Она образована относительно крупными сукцессивными единицами — «сценариями», которые являются знаниями о событии, а не об объекте как таковом. «Сценарий» включает в себя объект, условия его появления, собственное взаимодействие ребенка с ним и со взрослыми по поводу данного объекта. Соответственно этому речь сначала строится именно по поводу таких целостных сценариев. В дальнейшем происходит разложение их на составляющие элементы, что позволяет использовать конструкции речи в их символических функциях, т. е. независимо от контекста.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 588.
Литература:
Nelson К. Concept, word and sentence: Interrelation in acquisition and development // Psychological Review. 1974. N 8; Nelson K. The conceptual basis for language // (Eds.) Т. B. Sceilen, W. Wannenmacher. Concept Development and the Development of Word Meaning. Berlin, 1983.