Индуизм (РИЭ, 2018)
ИНДУИЗМ — религиозное течение, зародившееся и получившее развитие в Индии в период поздней Древности — раннего Средневековья. В настоящее время индуизм является третьей по числу последователей (общее количество — около 1 миллиарда) мировой религией после христианства и ислама. Наибольшее количество индуистов живет в странах Южной Азии (Индия, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка). Индуизм также распространен в странах Персидского залива (Бахрейн, ОАЭ, Оман), прежде всего за счет эмигрантов из Южной Азии, в Океании (Фиджи), в Южной Америке (Гайана), Центральной Америке (Тринидад и Тобаго), Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур), в Африке (остров Маврикий, ЮАР). В Европе значительное число последователей индуизма насчитывается в Великобритании и Нидерландах (1 % от общего числа), где высок процент выходцев из Южной Азии. В Азии индуизм исповедует почти 25 % населения, на остальных континентах количество последователей индуизма не превышает 1,3 %.
В основе индуизма лежат «Веды», а также верования неарийского населения Индии, с которым, расселяясь по территории Индостана, прочно ассимилировались индо-арии. Они поклонялись деревьям, рекам и горам, растениям и животным: наибольшим их почитанием пользовались змеи, слоны, обезьяны и особенно коровы (вплоть до настоящего времени — священное животное в Индии). Показательно, что в поздневедийской литературе говорится о почитании Рудры (основы позднейшего облика Шивы) в стране прачьев, т. е. на востоке Индии — там, где ведийские культы не были распространены. Разнородность основы и многочисленные региональные особенности приводили к тому, что отсутствовало сознание единства верований, составивших индуизм, а само понятие для обозначения этого религиозного течения появилось только в XIX веке. Тем не менее, во всем разнообразии культовой практики и учений, в комплексе ритуально-поведенческих установок выделяется единое ядро, которое позволяет говорить об индуизме как о самостоятельной религиозной системе. С упрощением ведийского культа и мифологии (см. Индии Древней мифология и верования) происходило выделение главных божеств, структурировалась их генеалогия; они отождествлялись с природными явлениями и принимали человеческий облик. Главные персонажи ведийского пантеона (Индра, Митра, Сома, Варуна и др.) постепенно теряли былое значение. Они стали восприниматься как эманации одного и того же верховного бога-творца (единого и вездесущего), представляться в качестве его перевоплощений и свиты. На первый план вышла триада Брахма—Вишну—Шива, в которой Брахма выступал верховным богом-творцом, а Вишну и Шива — его воплощениями.
Политеистическая природа индуизма обусловила одну из его основных мировоззренческих особенностей — терпимость к иным верованиям, которая объясняется способностью инкорпорировать в собственное учение и культовую практику практически любые новые персонажи и разнообразные практики. В индуизме постепенно сложилось два главных (при наличии целого ряда второстепенных: шактизм, смартизм, агама дхарма и др.) направления, имеющих, впрочем, многочисленные региональные отличия. Приверженцы одного (вишнуизма) почитают в качестве воплощения верховного бога Вишну, способного принимать облик животных (вепря, рыбы или черепахи) или человека (например, Рамы или Кришны — темнокожего царя или пастуха). Основой вишнуизма является «Вхагаватгита» — фрагмент VI книги «Махабхараты». Как показывают основные источники по истории индуизма (материалы эпиграфики, трактаты Панини и Патанджали), Вишну становится верховным божеством уже в период поздней древности. Его почитатели считали всю вселенную продуктом творческого начала Вишну. Он представлялся юношей с четырьмя руками, в которых держал цветок лотоса, палицу, колесо и ракушку. Также Вишну изображался сидящим на ложе из колец змея Шеши, плававшего в водах космического Океана. Его супругой являлась Шри Лакшми (богиня счастья и красоты), их сын — Кама (бог любви) — представал в виде юноши, лучника, стрелявшего цветочными стрелами. Вишну неоднократно спускался на землю для спасения дхармы (вселенского закона) и людей от различных напастей. Земные воплощения Вишну (аватары) и являются главными предметами почитания в индуизме. К ним относятся рыба, гигантская черепаха, вепрь, человек-лев, карлик, Парашурама (герой-кшатрий), царь Рама, Кришна (царь- пастух), Будда, Калка (всадник на белом коне, являющийся в мир в конце очередного цикла времени). Всего вишнуиты насчитывают 24 аватары Вишну, с каждой из которых связано определенное сказание. Другая группа индуистов (шиваиты) признает воплощением Брахмы Шиву, изображаемого в виде увешанного черепами аскета или божественного танцора. Согласно преданию, Шива обитает высоко в Гималаях на горе Кайласа. В руках он сжимает трезубец, его всегда сопровождает бык Нандин. Свирепый облик Шива заимствовал у ведийского бога Рудры. Он почитается как бог-разрушитель, что особенно повлияло на его иконографию. Облик Шивы должен был прежде всего внушить страх его почитателям. Он часто предстает обвитым кобрами и увешанным гирляндами из черепов, многоликим и многоруким, с тремя глазами. Шива изображается синим, так как, по одному из мифов, он выпил яд, чтобы спасти мир. В руке Шива держит трезубец.
Дурга, супруга Шивы, почитается в индуизме как главное женское божество; она выступает также под множеством иных имен, наиболее распространенное из которых — Парвати («Горная»). Множественность имен Дурги («Светлая», «Черная», «Сияющая», «Жестокая») объясняется и тем, что ее облик состоит из целого ряда персонажей местных политеистических традиций. Сыном Шивы и Парвати считается Ганеша — человек с головой слона, ставший к концу периода древности божеством мудрости. Другим сыном Шивы (от Умы) является бог войны Сканда, образ которого тесно связан с тамильским (дравидийским) божеством Муруганом.
В отличие от ведической религии, не знакомой с практикой использования религиозных сооружений и традицией поклонения изображениям богов, в индуизме начинает постепенно развиваться строительство храмов, часто украшенных скульптурными изображениями на различные мифологические сюжеты. Фигуры царей, богов, героев различных сказаний напоминали людям главные события их жизни. Наиболее значимыми в культурно-историческом отношении храмами можно считать пещерные храмы в Эллоре (штат Махараштра), шиваистский храм в Каджурахо (Мадхъя-прадеш) и вишнуистские Вишванатх (в Варанаси) и Венкате-швара (в Андхрапрадеш). Большое распространение в И. получили народные праздники: шествия к храмам и от храмов с изображениями божеств, массовые омовения и моления к тем или иным богам, театральные представления и танцы. Наиболее важными праздниками являются макара-санкранти (омовение в Ганге), холи (праздник весны), Рама-навами (день явления Рамы), Кришна-джанмаштами (день явления Кришны). Одной из главных категорий индуистской религиозной доктрины является учение о религиозной «заслуге» — карме и перерождении души, обусловленном кармой. Эти идеи зародились уже в «Упанишадах» и получили значительное развитие в шраманских, т. е. не основанных на авторитете «Вед», учениях середины I тысячелетия до н. э. Некоторые исследователи предполагают, что они были заимствованы у неарийских народностей северо-востока Индии. Полного развития эти идеи достигли в первые века нашей эры в доктрине индуизма. Согласно учению о карме, человек, совершая добрые дела, может в следующей жизни изменить в лучшую сторону свое положение, а ведя образ жизни, не соответствующий долгу варны, — даже потерять человеческий облик. Помимо «Вед» основой индуизма стали пураны («сказания о прошлом»), формировавшиеся в первые века н. э. и почитавшиеся священными книгами наравне с первыми. Считалось, что пураны составляют отдельную веду, предназначенную для представителей низшей варны шудр и женщин. В отличие от «Махабхараты» и «Рамаяны», эпическая составляющая пуран не развилась в сколько-нибудь последовательное повествование; их текст оставался стилистически необработанным, а язык — очень простым. Из 18 пуран, пользующихся наибольшим авторитетом, авторство первых приписывается Вьясе — легендарному сочинителю «Махабхараты». Содержательная суть пуран достаточно проста: небесные мудрецы (риши) приглашают рассказчика поведать им о начале и конце мира. Тот излагает события, связанные с пятью основными темами: сотворением мира, возрождением мира, генеалогией богов и героев, эрами Ману (прародителей человеческой расы) и земными царскими династиями. К основным темам всегда добавляются множество иных. Пураны также делятся на вишнуистские и шиваистские.
Мировоззрение индийца классической эпохи во многом отличалось от системы взглядов «ведийского» жителя Индии и, соответственно, его мифологии. Появилось много понятий и представлений, не свойственных более ранней эпохе: душа (атман), идея перерождения, закон кармы. Основой индуистской космогонии, изложенной в пуранах, является идея бесконечно повторяющихся циклов. Один цикл ([санск. кальпа) равен одному дню Брахмы, т. е. 4 320 миллионам земных лет. Ночь Брахмы длится столько же. Год Брахмы составляют 360 таких суток, а его жизнь длится сто лет (в настоящее время Брахме, по индуистской традиции, 54 года). Таким образом, один земной цикл длится 311 040 000 лет, после чего мир приходит в состояние хаоса, пока не будет заново воссоздан богом-творцом.
Каждая кальпа, в свою очередь, делится на 14 меньших периодов, соответствующих появлению нового Ману. В настоящее время длится седьмой такой период, соответствующий эре Ману Вайвасваты. Каждый из них подразделяется на 71 маха-югу («великую эпоху»), состоящую из 4 веков: Крита, Трета, Двапара и Кали. Их продолжительность равна, соответственно, 4800, 3600, 2400 и 1200 лет богов, каждый из которых равен 360 человеческим годам. Каждый век («юга») являет собой постепенный регресс человечества в добродетели. В настоящее время длится Кали-юга, начавшаяся в 3102 году до н. э. В конце Калиюги мир будет разрушен потопом и огнем для того, чтобы на его месте был воссоздан новый космический порядок. В 1-й половине — середине I тысячелетия н. э. происходит активный процесс распространения индийской культуры как на северо-восток (Центральная Азия, Западный Китай), так и на юго-восток, в направлении современных Индокитая и Индонезии. Так, в первые века нашей эры в государстве в области Аракан (на крайнем западе современная Мьянмы) с центром в Диньявади (в районе современная Акьяба) уже распространялся индуизм. С 788 года до конца XI века столицей этого государства являлся город Вайшали. Названия правивших из этих центров араканских династий были индианизированы (например, Чандра в Вайшали), их цари обычно изображались с эмблемой Шивы. В Шрикшетре (крупнейшем государственном образовании на территории Мьянмы в IV—IX веках) обнаружено множество памятников культового характера, в том числе каменные скульптуры в гуптском стиле, статуэтки, изображающие Вишну. Активно, уже с первых веков нашей эры протекали процессы индианизации и в других частях Индокитайского п-ова. Источники свидетельствуют о тесных связях государств Южной Индии с различными политическими образованиями этого региона, вплоть до Индонезии, уже во II веке. Здесь распространялись не только религиозные течения (кроме индуизма, распространялся и буддизм), но и приносимый с индуизмом варново-кастовый строй (например, в приморских городах-государствах, созданных монами на юге современной Мьянмы). Местные династии даже принимали индийские названия (Солнечная и Лунная). Это особенно заметно в ранней истории государства Фунань (Бапном) на территории современной Камбоджи, которое уже в III в. контролировало территории вплоть до Малаккского полуострова. Из Фунаня влияние индийской культуры распространялось на территорию государства Линьи (Чампы, до 1-й половины II тысячелетия н. э. занимавшего центр и юг современного Вьетнама) и на часть Индонезии (Шривиджаю, Матарам). Со временем здесь появились и крупные индуистские храмовые комплексы (например, Ангкор-Ват, а также часть культовых сооружений Прамбанана в Матараме). Но к середине II тысячелетия н. э. в большей части этого региона индуизм был в значительной мере вытеснен долго сосуществовавшим с ним буддизмом и появившимся позднее исламом (Индонезия). В Средние века основное влияние на индуизм оказало движение бхакти, сформировавшее понятие любви между человеком и божеством. Концепция брахмана (безличного божества-абсолюта), сформулированная в Ведийский период, была вытеснена персонифицированным божеством. В этот период происходит активное влияние на индуизм ислама, в частности суфизма. Наиболее активно ислам влиял на индуизм в искусстве — архитектуре, литературе. Однако его воздействие ощущалось и в повседневной жизни, например в распространении практики парда (изолированности женщины от внешнего мира). В мировоззренческом плане под влиянием ислама в индуизме разрабатывается концепция единого бога, личной преданности ему, а также происходит усиление роли личного духовного наставника-гуру. В значительной степени под общим влиянием индуизма и ислама на рубеже XV—XVI вв. возникает сикхизм.
Современный индуизм также испытал значительное влияние христианства и ислама. Основные акценты в нем сделаны на любви к богу и на духовном очищении. Для достижения этих целей выработан целый ряд духовных практик, основанных на медитации и дыхательной гимнастике. В основе культовой практики в индуизме лежит почитание статуй многочисленных богов в храмах и совершение домашних обрядов (омовение, домашнее жертвоприношение). При этом в современном индуизме ни то, ни другое не является обязательным. Вероятно, под влиянием буддизма в индуизме развилась практика паломничества к святым местам, прежде всего в Варанаси для омовения в Ганге, а также в Пури и Тирупати в Восточной Индии, Рамешварам в Южной, Бадринатх в Северной, Аллахабад в Северо-Восточной. Индуизм характеризуется отсутствием четкой доктрины, жреческой (наставнической) иерархии, разнообразием культовых и духовных практик, частым возникновением новых направлений. Основой индуизма являет признание «Вед» высшим авторитетом.
М.Д. Бухарин.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 108-112.
Литература:
Klostermaier К. Hinduismus. Koln, 1965; Гусева Н. Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., 1977; Индуизм: традиции и современность / Отв. ред. А. Д. Литман, Р. Б. Рыбаков. М., 1985; Basham A. L. The Origins and Development of Classical Hinduism. Oxford, 1989; DanielouA. The Myths and Gods of India: The Classic Work on Hindu Polytheism from the Princeton Bollingen Series. Rochester, 1991; Flood G. D. An Introduction to Hinduism. New York, 1996; Древо индуизма. M., 1999; Шарма Д. С. Азбука индуизма. М., 2005; Gonda J. Visnuism and Shivaism. A Comparison. London, 2016.