Идеал человека в иудаизме

Иудейская мораль строго придерживается дуалистической точки зрения на природу человека. Это нашло свое выражение в учении о том, что человек состоит из души и тела, что в нем постоянно борются добро и зло.

Добро и зло, основные категории нравственности, понимаются главным образом в религиозном плане. Добро, по иудаизму, - то, что способствует выполнению заповедей господних.

Современный иудейский теолог Гольдщмидт, который по израильскому радио часто читает проповеди на моральные темы, пытается доказать своим слушателям, что добро связано исключительно с праведным образом жизни, с беспрекословным выполнением всех предписаний бога Яхве, что добро творит тот, кто гасит в себе стремление к познанию окружающего, отказывается от борьбы против социальной неустроенности.

Иудейский моральный кодекс про-низан идеей о том, что в самой человеческой природе заложена склонность ко злу. Поэтому идеологи иудаизма призывают человека бояться бога, служить ему всем сердцем и всей душой. Единственный источник счастья, учат теологи иудаизма, - это божья милость. Только она способна избавить человека от зла и направить его на путь добра.

Хотя Талмуд утверждает, что бог создал всех людей по своему образу и подобию, талмудисты тем не менее освящают классовые различия. Талмуд подчеркивает, что человек человеку рознь. Особенно часто Талмуд напоминает амхаарцу (буквально — народу земли), что человек - существо низкое и презренное. В понятие „амхаарец" Талмуд объединяет людей, не знающих Тору, — рабов, мелких обездоленных крестьян и им подобных. На каждом шагу идеологи иудаизма третируют амхаарца. Зато они непрестанно воспевают богачей, зажиточных хозяев и особенно талмидхахамов (т. е. знатоков Библии и Талмуда).

К учению о социальном неравенстве Талмуд добавляет „детально обоснованную" проповедь о греховности человека. Греховность — источник зла и причина смерти. Призывая к отрешению от земной жизни, от участия в борьбе против гнета и эксплуатации, Талмуд учит, что земная жизнь для того дана человеку, чтобы в ней приготовиться к будущей. Так как час смерти сокрыт от человека, то необходимо, по мнению иудейских теологов, ежеминутно быть к нему готовым. А это значит - неустанно проводить свои дни в покаянии и смирении, в молитвах и постах, в страхе перед лицом божьим.

Автор средневековой нравоучительной книги „Орхот цадиким" („Пути праведных"), подводя итоги иудейским поучениям о нравственных правилах поведения человека, писал: „Созерцание деяний божьих и дневных его творений, обнаруживающих беспредельную и всеобъемлющую премудрость, в связи с анализом собственной ничтожной, скудоумной и беспомощной особы вызывает в человеке, с одной стороны, любовь к богу и страстное желание познать его сущность, а с другой — благоговение и страх перед ним". Забитый, покорный раб, лишенный чувства достоинства, — вот идеал человека по иудаизму.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 235-236.

Понятие: