Закят (РИЭ, 2018)
Закят (араб. от древнеевр. зка — «милостыня», или арам. захут — «праведность» как синоним древнеевр. цдака) — один из 5 столпов (основополагающих предписаний) ислама — ритуальный сбор в пользу нуждающихся единоверцев. Предписан Кораном и сунной как содержание пророка Мухаммада и его семьи и помощь нищим, путникам и муджахидам. Шариат, рассматривая закят как способ этического «очищения» (тазакки) богатства и доходов с него, облагает им всех совершеннолетних, дееспособных и свободных мусульман. Закят взимается: 1) в размере 1/40 (2,5 %) — с доходов и торговой прибыли, движимого и недвижимого имущества, стад, товаров и наличных денег (исторически — драгоценные металлы и камни) — в конце лунного года; 2) как десятина (ушр) — с «произведений земли» — пахотных и садово-огородных угодий (исторически — посевы злаковых и плодовых культур, виноградники, финиковые пальмы) — после сбора урожая. Установленный минимум облагаемой закятом собственности равнялся 975 кг зерна (= 5 верблюдов = 20 коров = 40 овец = 20 золотых динаров = 200 серебряных дирхамов), хотя вопрос о ее видах и точных размерах закята оставался дискуссионным. Истоки закята восходят, по всей видимости, как к талмудическим установлениям, так и к обычаю бедуинов (племенной фонд взаимопомощи). При жизни Мухаммада в мекканский период закят, не будучи точно определен, сливался с садакой, понимавшейся как добровольные пожертвования, в Медине — приобрел обязательный характер, по-видимому, в связи с необходимостью распределения средств, полученных после заключения договоров с кочевниками (630): круг лиц, имеющих право на долю закята, определила сура «Покаяние» (1Х:60). Садака, собиравшаяся при первых халифах с поголовья скота, служила важным показателем лояльности тех или племен (в частности, кочевых) по отношению к общине верующих. Именно отказ от ее внесения послужил преддверием к отпадению (ридда) от ислама большинства номадов (632—633), которое подавил Абу Бакр ас-Сиддик, восстановивший обязательный закят с состоятельных слоев населения. В начале правления Омара ибн аль-Хаттаба регламентация закята завершилась включением в число его получателей, помимо самих сборщиков, неимущих и бедняков, выкупивших себя рабов, несостоятельных должников, издержавшихся приезжих, а также «заслуженных» (бойцов, учащихся и др.). Средствами от закята (но не от ушра) ведал кади. За счет закята, взимавшегося в казну (байт ал-мал) Халифата и государств-преемников, содержались мечети, медресе, чинились дороги и мосты. В шиизме сформировался близкий закяту и во многом перенявший его функции сбор «пятины» (хумс), предназначенной для обеспечения нужд дома Пророка, а впоследствии — муджтахидов. По мере эволюции фискальной системы мусульманских обществ закят из казенной подати трансформировался в индивидуальное приношение в пользу религиозных авторитетов (улама) и др.) и, шире, исламских институтов, садака — во всецело добровольное даяние, соответствующее христианской милостыне. Частный вид закята (закат альфитр) передается в мечеть по окончании поста в рамадан (3,6 кг зерна или денежный эквивалент) и раздается беднякам после праздничной молитвы в День жертвоприношения. Процедура сбора и распределения закята значительно варьировалась в разные эпохи и разных регионах. Как обязательство, свидетельствующее о личной или коллективной набожности и верности религии, закят приобретал особую важность в условиях, когда мусульмане попадали под владычество иноверцев. Неформальный характер закята после модернизации исламского мира в XX веке привел, с одной стороны, к его социально ориентированной реинтерпретации в терминах перераспределения доходов с целью установления общественной справедливости, с другой — к его превращению в один из способов подпольного финансирования радикальных и фундаменталистских (в том числе джихадистских) организаций.
Т. К. Кораев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 415-416.
Литература:
Arjomand S. A. Philanthropy, the Law and Public Policy in the Islamic World before the Modern Era // Philanthropy in the World's Traditions / Ed by W. F. Ilchman, S. N. Katz, E. L. Queen II. Bloom- ington (Ind.), 1998. P. 109-132; Bashear S. On the Origins and Meaning of Zakat in Early Islam // Arabica. XL (1993), № 1. P. 84-113; Bin Muhammad A. A. Zakat and Rural Development in Malaysia. Kuala Lumpur, 1993; Farschid O. Zakat in der islamischen Okono- mik. Zur Normenbildung in Islam. Wurzburg, 2012; Jehle G. A. Zakat and Inequality: Some Evidence from Pakistan // Review of Income and Wealth. XL (1994), № 2. P. 205-216; Rosenthal F. Sedaka, Charity // Hebrew Union College Annual. XXIII (1950-1), № 1. P. 411-431; Siddiqi M. A. S. Early Development of Zakat Law and Ijtihad. Karachi, 1983; Tanzil-ur-Rahman. Introduction of Zakat in Pakistan. Islamabad, [1981]; Weiss H. A Tentative Note on Islamic Welfare: Zakat in Theo-ry and Practice in the Sokoto Caliphate // Hemispheres. XIII (1998). P. 63-77.