Поле в этнологии
ПОЛЕ В ЭТНОЛОГИИ (термин Гумилёва) — гипотеза этнического поля была предложена Л. Н. Гумилёвым с целью объяснения феномена единства этнических систем, координирующего действия составляющих их элементов. Этносы лишь в некоторых случаях совпадают с едиными организациями, управляемыми централизованно, а определенное единство поведения и реакций на окружающую среду для членов одной этнической системы наблюдается всегда (см. Стереотип поведения). Создавая гипотезу этнического поля, Л. Н. Гумилёв опирался на более общие представления о биологических полях, сформулированные доктором биолог, наук Б. С. Кузиным Этот ученый утверждал, что надындивидуальное координированное поведение живых организмов, а также развитие систем, составленных этими организмами (стай, колоний, видов), регулируется биолог, полями. Причем единство любых групп манифестируется не только через форму организмов, но и через их поведение. Этнические же системы являются частным случаем групп живых организмов, развивающихся естественно и во взаимодействии с окружающей средой. Серьезным аргументом в пользу гипотезы об этническом поле является феномен комплиментарности (подсознательного ощущения этнической близости или чуждости), труднообъяснимый с иных позиций. Л. Н. Гумилёв предположил, что этнические поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Близость этих ритмов у определенной группы людей порождает у них чувство взаимной близости и противопоставления себя всем прочим (мы и «не мы»). Столкновение с носителями другого ритма вызывает ощущение чуждости, не-сходства, иногда доходящее до резкой антипатии. Известно, что у людей, находящихся на чужбине, возникает особое психическое состояние — ностальгия. Для него характерны чувства тоски, тревоги, подавленности и т. д. С позиций гипотезы об этнологическом поле это вполне объяснимо: ностальгия вызывается воздействием на человека среды с чуждым ритмом этнического поля, а также отрывом от своей среды, где имел место резонанс с полями окружающих. Другим явлением, заставившим Л. Н. Гумилёва включить в науку об этносе понятие поля, оказалась пассионарная индукция. Принцип поля проявляется в данном случае весьма четко — пассионарии, служащие источником индукции, побуждают окружающих людей действовать направленно и скоординированно, причем решающим является момент личного присутствия пассионария-индуктора. По мере удаления от него действие индукции понижается. На основе этих фактов Л. Н. Гумилёв предположил, что проявление пассионарной индукции регулируется соответствующим видом биолог, поля — пассионарным полем. Тот факт, что пассионарии-индукторы сильнее воздействуют на лиц одинаковой с ними этнической принадлежности, указывает на то, что в случае с пассионарным полем мы сталкиваемся с иным проявлением все того же этнического поля, осуществляющего свою регулирующую функцию в этносе. Гипотеза Л. Н. Гумилёва о пассионарном и этнических полях, покуда она не подтверждена экспериментально, не может служить столь же эффективным средством исследования этнических процессов, как и теория пассионарности. Но при этом она не противоречит ни одному из известных фактов и весьма наглядно поясняет суть взглядов Л. Н. Гумилёва на этнос и этногенез.
В. А. Мичурин
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 486-487.