Теория установки Узнадзе

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ УЗНАДЗЕ  (от греч. theoria). Общепсихологическая концепция, объясняющая явления восприятия и поведения живого существа, разработанная в Тбилисской школе психологии Д. Н. Узнадзе и его учениками {Узнадзе Д. Н. Общая психология. Тбилиси, 1940; Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961; Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Труды. Тбилиси: Мецниереба, 1977. Т. 6). Основным выступает понятие установки, которая определяется как конкретное состояние целостного субъекта, выражающее готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности, и определяющее психофизиологическую организацию и ее модификации в той или иной конкретной ситуации. Введение этого понятия было обусловлено необходимостью преодоления постулата непосредственности традиционной психологии и поисками опосредствующего звена между физическим (физиологическим) и психологическим. В установке выделяются два аспекта: каузальный, как побуждение к деятельности (потребность), и целеподобный, в виде общей модели будущей деятельности, отражающей в неразвернутой и проспективной форме ее конечный результат. Тем самым установка выступает синтезом субъективных (актуальная потребность, прошлый опыт, индивидуальные особенности) и объективных (конкретная ситуация) факторов поведения. Считается, что установка выступает в качестве опосредствующего звена между отдельными состояниями, функциями, элементами психической сферы индивида и объективной реальностью, связанной с окружающим миром. Так, по мнению А. Е. Шерозия, установка выполняет функцию связи между: а) психическим и внепсихическим; б) отдельными сознательными психическими актами; в) сознательными и бессознательными психическими процессами. При этом он считает установку и бессознательное психическое отдельными, но взаимосвязанными реалиями. Одной из основных тем дискуссий, разворачиваемых в рамках школы установки, является понимание онтологического статуса установки или как психического, или как внепсихического образования, при том что сам Д. Н. Узнадзе в разное время своей научной деятельности по-разному отвечал на этот вопрос. А. С. Прангишвили делает заключение, что установка выступает промежуточной переменной, — с одной стороны, является отражением объективной ситуации поведения, а с другой — определяет направленность процессов сознания и деятельности — и относится к сфере психического, не принимая тем не менее форм, характерных для сознания. Другую позицию занимает Ш. Н. Чхартишвили, защищая позицию, согласно которой сущность установки не сводится ни к психической, ни к физиологической реальности. При этом, ссылаясь на Д. Н. Узнадзе, он утверждает, что установка — первичная, реально нерасчлененная целостность, из которой наука путем абстракции выделяет психическое и физиологическое. М. А. Сакварелидзе определяет установку как досознательное, а именно как предварительное досознательное отражение объекта в состоянии субъекта, осуществленное на основе взаимоотношения живого существа (носителя всех своих психических и биологических возможностей, всего уже закрепленного у него опыта) и тех объективных условий, в которых он нуждается для реализации имеющихся у него в данный момент потребностей. Адекватность активности в отношении объекта обеспечивается именно тем, что она строится на базе, отражающей этот объект в форме установки. Именно отраженный в установке объект и становится предметом мышления субъекта, содержанием его активного сознания. Однако при взаимодействии с этим объектом, под воздействием определенного установкой содержания сознания, дифференцируется и перестраивается сама установка. На основе использования понятия установки, как объяснительного принципа, были построены многочисленные исследования восприятия, эмоциональных процессов, целенаправленных действий, волевого поведения и пр. В области социальной психологии и психологии личности была сформулирована концепция «социальной установки» Ш. А. Надирашвили.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 592-593.

Литература:

Иосебадзе Т. Т., Иосебадзе Т. Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4; Прангишвили А. С. К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д. Н. Узнадзе. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формы психической деятельности. Вступительная статья редакции // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Сакварелидзе М. А. Проблема бессознательного на международном симпозиуме «Бессознательное» // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4; Чхартишвили Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1; Шерозия А. Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки. Тбилиси, 1969. Т. 1; Шерозия А. Е. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки: итоги и перспективы // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общей редакцией А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1.