Цивилизация (Ильичёв, 1983)
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие «цивилизация» появилось в 18 веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера цивилизация — это определенная заключительная стадия развития любой культуры; её основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании цивилизации как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры. Эти и другие идеалистические концепции извращают природу цивилизации, действительную сущность её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития цивилизации, обосновав необходимость революционного перехода к новому её этапу — коммунистической цивилизации.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Μорган Л. Г., Древнее Общество, пер. с англ., Л., 19352; Mаркарян Э. С., О концепции локальных Ц., Ер., 1962; Артановский С. Н., Историческое единство человечества и взаимное влияние культур (Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций), Л., 1967; Мчедлов Μ. Π., Понятие цивилизации в марксистско-ленинской теории, Μ., 1979; его же, Социализм— становление нового типа цивилизации, М., 1980; Emgе К. A., Die Frage nach einem neuen Kulturbegrifi, Malnz, 1963.