Каролингское возрождение (СИЭ, 1965)

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ», «Каролингский ренессанс», - известный культурный подъем во Франкском государстве в 8 - 1-й половине 9 веков, выразившийся в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям античной литературы и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии искусства и архитектуры. Термин «каролингское возрождение» введен буржуазной историографией в 19 веке (французский историк Ж. Ампер, немецкий К. Бэр и другие), в 20 веке его широко применяют немецкие историки Э. Патцельт, С. Зингер, Г. Науман, французский историк П. Рише и другие. Культурные преобразования были тесно связаны с большими военно-политическими, административными и организационными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи. Необходимо было подготовить служебно-административные кадры (советников, дипломатия, агентов, сотрудников канцелярии) и образованное духовенство, способное осуществлять идеологическое воздействие католической церкви на массы. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Классовый характер «каролингского возрождения» подчеркивался в постановлениях Ахенского собора 789 года, Тионвильского съезда 805 года, Шалонского и Майнцского соборов 813 года и др., где было сказано, что в школы нужно привлекать «сыновей свободных», т. е. феодалов, что целью обучения должно быть «знание своих законов» и т. п.

Центром «каролингского возрождения» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени римского поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий («Давид»), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт («Гомер») и другие.

В период «каролингского возрождения» вырос интерес к светским знаниям, «семи свободным искусствам» (septem artes liberales), изучавшимся по античной традиции в 2 комплексах - тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Новое средневековое понимание этих наук (применительно к условиям феодально-церковной культуры) стремились дать Алкуин (автор ряда учебников по грамматике, риторике, астрономии, сохранявших свое значение в течение нескольких столетий), аббат фульдского монастыря Рабан Мавр (784-856), ученик Алкуина Валафрид Страбон (808-49), поэт и автор произведений из различных областей знания (ботаники, сельского хозяйства и др.). Особое место среди деятелей позднего «каролингского возрождения» занимают приближенные при дворе Каролингов выходцы из Ирландии Седулий Скотт (умер после 858 года), знаток греческого языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, автор многих богословских и философских произведений (важнейшее - трактат «О разделении природы»). Эриугена - первый оригинальный философ средневековья; его идеи, проникнутые духом неоплатонического пантеизма, вступали в противоречие с некоторыми положениями христианской догмы. Среди других философов-богословов «каролингского возрождения» известны Павлиний Аквилейский, Дунгал, Иона Орлеанский, Агобард Лионский, Пасхазий Радберт, Ратрамн и др.

Значительного развития в период «каролингского возрождения» достигла историография. При дворе Карла Великого около 789 года были переработаны в апологетическом духе «Королевские анналы» («Лоршские»), получившие продолжение в погодных записях (до 829 года). Со 2-й трети 9 века развивается местное летописание, особое значение получили «Фульдские анналы» (680-901), «Сен-Бертинские анналы» (741-882), «Хроника Регинона Прюмского» (доведенная до 906 года). Выдающимся историческим произведением «каролингского возрождения» является «История лангобардов» Павла Диакона (до 744 года). Другим видом историографии были политические трактаты, написанные видными деятелями этого времени - архиепископами Агобардом и Гинкмаром, аббатом Пасхазием Радбертом и др. Большую ценность представляет также переписка деятелей этой эпохи, особенно Карла Великого, Алкуина, Эйнгарда, Лупа Феррьерского, Гинкмара и других; «каролингское возрождение» ознаменовалось появлением серии биографий королей (биография Карла Великого, написанная Эйнгардом, «О деяниях Карла Великого» сен-галленского монаха, биографии Людовика Благочестивого, написанные епископом Теганом (период 813-835 годов), неизвестным «Астрономом» (период 778-840 годов) и аквитанским поэтом-лириком Эрмольдом Черным (в стихах)), епископов и аббатов. По военной истории была написана история войн во Франкском государстве в 840-843 годы военачальником Нитгардом.

В период «каролингского возрождения» получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое легко читаемое письмо «каролингский минускул». Среди грамматиков и филологов известны Петр Пизанский, Фридугиз, Луп Феррьерский, Хейрик и Ремигий Оксерские и др., среди поэтов - Валафрид Страбон, Теодульф Орлеанский, Эрмольд Черный, Гукбальд Сент-Аманский и др. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей, в которых сохранилось не только все созданное в период «каролингского возрождения», но и почти все, что было унаследовано ранним средневековьем от античности (основная масса трудов античных авторов дошла до нас в рукописях конца 8 - 9 веков). В архитектуре создавались композиционные основы романского стиля. Важнейшим архитектурным сооружением «каролингского возрождения» из числа дошедших до нас является Ахенская дворцовая капелла, (ныне собор) (около 798-805 годы), построенная архитектором Одо из Меца. В период «каролингского возрождения» получили большое развитие искусство миниатюры (школы Трира, Реймса и др.), монументальная живопись (фрески и мозаика), резьба по слоновой кости. Ко времени «каролингского возрождения» относится возникновение обширного цикла легенд, народных сказаний, исторических песен, развившихся позже в знаменитые поэмы средневековья «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде».

Распад империи Карла Великого при его преемниках, усилившаяся феодальная раздробленность и быстрый рост натурального хозяйства лишали «каролингское возрождение» реальной почвы. Вместе с тем против культурных начинаний открыто выступали и некоторые церковные деятели. Уже монастырская реформа Бенедикта Аньянского, закрепленная постановлением Ахенского собора 817 года, ликвидировала школы для светских людей и запретила обучение светским наукам в монастырских школах. Со 2-й половины 9 века наступает глубокий упадок культуры.

Значение «каролингского возрождения» заключается в том, что оно сохранило и переработало элементы культуры, переданные 4-5 веках, и способствовало проникновению этой культуры через школу в относительно более широкие круги населения. Культура «каролингского возрождения» в значительной степени искусственная, подражательная, насаждавшаяся сверху, оплодотворилась в известной мере живыми творческим традициями, поддерживавшимися в народе, что способствовало дальнейшему развитию многих ее элементов.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Фортунатов А. A., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та, т. 3, вып. 1, 1941; его ж е, Алкуин и его ученики, там же, т. 8, кафедра истории ср. веков, вып. 1, 1948; Рамм Б. Я., "Каролингское возрождение" и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. М. Н. Покровского, т. 5, ист. ф-т, вып. 1, 1940; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, Уч. зап. Ленингр. гос. педагогич. ин-та им. Герцена, т. 68, 1948; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd 1, Münch., 1911; Laistner M. L. W., Thought and letters in Western Europe a. d. 500 to 900, (new. ed.), L., 1957; Hinês R., Carolingian art, L., 1935; Riché P., Éducation et culture dans l'Occident barbare. VI-VIII siècles, P., 1962.